ВИКТОР КУЗНЕЦОВ – «ПОБЕЖДАЮЩИЙ ВРЕМЯ»
ВИКТОР КУЗНЕЦОВ – «Побеждающий время»
Ради интереса, попробуйте вспомнить имена, хотя бы 10 призеров последних Олимпийских игр или любых других крупных соревнований, которые проходили под пристальным вниманием средств массовой информации. Задача, на первый взгляд простая. А если усложнить? Предложим вам вспомнить, как зовут наставников, подготовивших восхождение спортивных звезд. Здесь даже любители спортивной статистики задумаются.
Обычно фамилии тренеров фиксируются в анкетах спортсменов, за рамками официальных протоколов. Приглашение тренера чемпиона к пьедесталу почета в кульминационный момент карьеры его подопечного, скорее исключение из правил. Хотя в последнее время эта идея все больше завоевывает популярность, наставники, в большинстве своем, продолжают оставаться в тени. Порой, в целях экономии площади для печатных публикаций, по случайному недоразумению, по другим причинам, имена наставников выпадают из набора, их мнения, комментарии редко доходят до широкой общественности…Да, трудно соблюсти паритет, показать обе «стороны медали». Почему так происходит – вопрос риторический. Такое положение вещей, если хотите система, а жаль. Спорт высших достижений проверяет на прочность, на психологическую устойчивость не только самих претендентов на звания сильнейших. На долю тренера, выпадает не меньше испытаний. Да и поводов для беспокойства бывает предостаточно: подопечный может травмироваться, перейти к другому наставнику, мотивируя это тем, что надо расти, проблемы в семье и еще тысячи всяких мыслимых и немыслимых причин, чтобы потерять покой и сон.
Виктор Кузнецов и Иван Болотов (чемпионат России, г. Новосибирск, 2007г.)
|
Для каждого тренера его ученики – это возможность показать чего ты стоишь как специалист, это попытка взять реванш у судьбы за былые неудачи в личной спортивной карьере. Каждый тренер когда-то был спортсменом, поэтому их воспитанники – это, в какой-то мере, воплощение нереализованных амбиций на достижение высоких результатов. Наш собеседник, заслуженный тренер СССР и России, кавалер орденов «Почета» и «Дружбы народов» Виктор Михайлович Кузнецов знает об этом не понаслышке. Многое пережито и сделано, тренеру Кузнецову есть, что вспомнить…
В классической борьбе он с 16 лет. С 1957 года занимался в «Динамо» у заслуженного тренера России Игоря Андреевича Белоусова. В свое время Виктор Михайлович выигрывал чемпионат Новосибирска, становился чемпионом Сибири, побеждал на турнире Центрального Совета общества «Динамо», входил в шестерку сильнейших атлетов-классиков России, мечтал о блистательной спортивной карьере.
- Я любил свою работу, рассказывает Виктор Михайлович, мне бороться нравилось, когда сам занимался, любил разбираться по технике, в тактике. Мне приходилось встречаться с ребятами сильными, со сборниками, но так уж я не проигрывал сильно, больше 3-4 баллов, или чтоб на туше. В 1959 году поехал на ЦС «Динамо». Встретился с Колопом, состав был сильный, он вытащил и при броске я упал на локоть и выбил плечо. Потом эта травма постоянно беспокоила и на соревнованиях и на тренировках. В 20 лет выполнил мастера спорта уже с этой травмой. В 1962 начал работать тренером по классической борьбе в секции спортивного общества «Динамо», в тоже время, учился на заочном отделении в Омском институте физической культуры, вплоть до 1968 года продолжал участвовать в соревнованиях. Я постарался то, что не смог сделать сам, вложить в ребят, сразу набирал в секцию, что-то определить по каким-то нормативам очень сложно, обычно никому не отказывал и впоследствии, для меня самое главное было – это соревнования. Здесь уже видно у кого какой характер. Для меня это было в первую очередь – бойцовские качества, психология человека. Бывает вот, когда набираешь, показываешь, некоторые выделяются и быстро улавливают, и получается, и физические данные и координация прекрасная… А проходят соревнования его не узнать, другой наоборот выходит на соревнования собирается, показывает хорошие результаты «?».
воспитанник заслуженного тренера СССР и России Виктора Кузнецова Роман Власов
|
Виктор Михайлович более 45 лет на тренерской работе. Стаж солидный, за это время через его руки прошли более 15.000 мальчишек.
- Да, говорит Кузнецов, примерно 15.000 воспитанников. Из всех можно так по результатам троих выделить: Володя Зубков, стал в 48 килограммов четырехкратным чемпионом мира, Коля Болотов, способный был мальчик, но не получилось, Саша Карелин...
Действительно, четырехкратный чемпион мира, а ныне наставник сборной Австрии по греко-римской борьбе, Владимир Зубков тренировался у Виктора Михайловича Кузнецова, однако обстоятельства оказались сильней самой железной логики. Когда настало время идти в армию, Зубкова призвали, не в «Динамо», где работал Кузнецов, а в СКА и отправили служить в Минск.
- Многого не понимал, было как-то неудобно все, ходить по кабинетам, доказывать, спорить со старшими тренерами, это было просто неудобно. Хотя я все знал и понимал. Вот почему я все время подчеркиваю, если бы коснулось В. Зубкова, в принципе-то я его, как бы не призвал здесь, не настоял, не смог добиться, вот так парень готовый стал чемпионом мира. Это дало огромный толчок, как–то обидно становится: находишь мальчика, новичка, доводишь его до мастера, потом такие элементарные вещи, не настоять чтобы остался здесь служить, на самом деле заедало, если тренер ты работаешь, нравится, почему главное все сделал, и уже кто-то начинает доводить, перехватывать?
После Володи, на самом деле как-то обидно было, что я его потерял и на самом деле талантливых из 15.000 – трое и рассчитывать, сложно рассчитывать, это еще повезло, что у меня трое попало, а у некоторых, проработают и вообще ни одного. Но в душе я думал, кто-то попадет, я надеялся.
Да, первый успех тренера Кузнецова остался незамеченным, не принес должного удовлетворения от выполненной работы. Впрочем, оглядываясь назад, можно предположить, что таким образом Судьба проверяла Виктора Михайловича на выносливость, на верность выбранному делу. Есть такое мнение, что каждому из нас отмерено столько испытаний, сколько можно выдержать. Не прошел экзамен - не достоин лучшей доли, а справился – не упусти удачу, будь собран и избегай былых ошибок. Жестоко, да, но только потому, что никому из нас не хочется примерять на себя роль неудачника.
А тогда, в начале 80-х, казалось, что время неумолимо бежит вперед, не много – не мало – 20 лет тренерской работы остались за плечами, а будущее не прорисовывалось. Правда, что-то не давало отчаяться, бросить все и отказаться от борьбы. Была же и альтернатива – пойти работать преподавателем в институт. Пресловутая «синица в руках», иллюзия спокойствия…
- Просто не представлял чем-то другим заниматься, в институте уроки просто, а тренерская работа – видишь свою работу, это ребятишки все разные, это результаты, интересно заниматься. Силы давало, что всегда было стремление – просто хотел и надеялся, что кого-то встречу, были ребята хорошие, не такие как Володя, Коля Болотов, но я надеялся что не все потеряно, тоже в то время было 40 лет и некоторые ответственные люди считали, тяжело работать, не терял надежды главное было желание, и в общем – то к этому все привело, желание уверенность, что если попадется, то доведу до конца.
С 1981 года Виктор Михайлович Кузнецов тренировал в секции классической борьбы Новосибирского электротехнического института, ныне Новосибирский Государственный технический университет, общество «Буревестник». Здесь-то и состоялась вторая встреча с Александром Карелиным. Именно вторая, поскольку первое знакомство произошло, когда Виктор Михайлович посетил школу, в которой учился, тогда еще ни кому не известный Саша Карелин. В 70-е – 80-е, было хорошей традицией - тренеры ходили по школам и приглашали на занятия в разные секции. Группы наполнялись, а потом естественный отбор, состязания разного ранга, сборы. Для тех, кто был достаточно трудолюбив, удачлив, выпадала честь выступать на чемпионатах и первенствах СССР, турнирах экстра-класса. И наставники были заинтересованы в том, чтобы залы не пустовали. Ведь, чем больше ребят удастся привлечь к занятиям, тем больше вероятность, что найдется один талантливый, по-хорошему, амбициозный, готовый к упорной работе ради покорения спортивного Олимпа. В 1981 году рано было говорить о большом будущем нового ученика, однако Виктор Михайлович сумел уловить то, что не разглядели его предшественники, тренеры секций тяжелой атлетики, баскетбола, других видов спорта, в которых пробовал свои силы будущий Олимпийский чемпион по классической борьбе Александр Карелин.
- Я думал, искал, встретил Сашу, естественно увидел, что талантливый мальчик. Просто интересовало его желание, трудолюбие, дальше – больше, прозанимавшись, убедился, что это в нем есть, так что я, учитывая ошибки прошлого, постарался этого не делать. Поэтому был с первого дня на всех сборах. Тут уже было тоже очень много препятствий, вспоминать все не так просто, все это дело я выдержал, выстоял, главное в этом сражении поддержка ученика. С Сашей прошли такой путь… Хочется сказать, что в сборной страны мало у кого один личный тренер, учитывая так по жизни, что не все легко и трудностей хоть отбавляй.
Надо отдать должное Виктору Михайловичу, свою правоту он доказал конкретным делом – воспитал самого титулованного борца современности, 12-ти кратного чемпиона Европы, 9-ти кратного чемпиона мира, лауреата четырех Олимпийских игр Александра Карелина. Пройдено 4 олимпийских цикла, без поблажек и без отдыха. На примере Кузнецова убеждаешься, что тренер – это творческая личность, натура беспокойная, стремящаяся к самосовершенствованию, к поиску новых форм выражения своих идей. В нашем случае - идей подготовки классных атлетов, идей воспитания настоящих мужчин.
После того как Александр Карелин закончил спортивную карьеру, зазвучали слова о том, что развитие новосибирской школы греко-римской борьбы остановится. А воспитанники Кузнецова, для которых и он, и Александр Карелин – кумиры, находят веские аргументы, опровергающие эти досужие домыслы. Сегодня этим ребятам по 15 – 20 лет. Школа заслуженного тренера СССР Виктора Кузнецова работает эффективно, его методика вновь и вновь демонстрирует свое превосходство. Видимо, здесь есть нечто большее, чем простое везение, к которому апеллируют некоторые специалисты.
- Самое главное, считает Виктор Михайлович, верить в свои силы. С Зубковым повезло, с Сашей, тут любой бы мог…, новые ребята появились, смена борцовских поколений сын Николая Болотова – Иван, сенсационно победивший на чемпионате России 2007 года, Максим Токарев – серебряный призер национального первенства, Роман Власов – неоднократный победитель «Приза Карелина», первенств России и Европы…, опять у Кузнецова, возраст такой, говорят вот сидит колдует… удача есть, но надо иметь желание, надо работать, надо верить в своих ребят. Правило есть такое - видишь талант – посвяти этому все время.
Наверное, есть только две вещи, которые справедливо оценивают дела наши: честность по отношению к себе и время. Конечно, существует опасность, что за принципиальность и непримиримость можно попасть в разряд непризнанных гениев. Тогда, надейся только на потомков, вдруг они окажутся объективнее, умнее и дальновиднее. Виктор Михайлович Кузнецов сумел подчинить себе обстоятельства, своим трудом добился признания и уважения современников, он уже в символической галерее славы мирового спорта. И не за выслугу лет, а за реальные, осязаемые результаты...
Итог беседе подвел сам Александр Карелин:
- Если пишут, что я самый титулованный борец, то Виктор Михайлович – самый титулованный тренер в мире, я продукт его методики, его видения советской, российской школы греко-римской борьбы.
Десять заповедей тренера Кузнецова
Каждый знает о десяти библейских заповедях, лежащих в основе нравственных устоев современного общества. Это те незыблемые законы восхождения человеческого духа, которые, согласно Библии, Моисей получил непосредственно от Бога. В большом спорте тоже есть свои великие заповеди, свои законы. О науке побеждать, о трудностях, которые встречаются на узких тропах, ведущих на вершину Олимпа, о закономерностях великих побед наш корреспондент побеседовал с заслуженным тренером СССР и заслуженным тренером России Виктором Михайловичем Кузнецовым, бессменным наставником трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина. И этих тренерских заповедей тоже оказалось десять.
• Найди талантливого ученика
- В то время, когда я начинал работать тренером, все талантливые ребята по достижении призывного возраста попадали либо в армейский клуб, либо в «Динамо». К примеру, у нас работают 30 тренеров, и они «охватывают» всю область. Проводятся первенство города, первенство области, и на этих соревнованиях мы уже видим, кто и что из себя представляет. Так же было и в те времена, когда я начинал работать тренером. И когда подходил призывной возраст, этих талантливых юношей призывали в армию, и там тренеры работали с ними дальше. Специфика такой работы уже немного другая, чем со спортсменами юношеского возраста, хотя тренировать юношей – это тоже нужно уметь. Так вот, в области работают тридцать тренеров, а талантливых юношей, которые могут успешно выступать на уровне первенства России – их один-два-три человека. Я это говорю к тому, чтобы было понятно: подготовить классного спортсмена – это огромный труд.
Я подготовил одного талантливого ученика – Володю Зубкова. Но подошел призывной возраст, его призвали в армию, и я не смог его отстоять, оставить в городе. Местные тренеры, которые тогда работали и в «Динамо», и в армии, не видели в нем таланта. В армии он успешно выступил на чемпионате Вооруженных Сил, и его послали служить в Германию, а оттуда пригласили тренироваться в Белоруссию. За те годы, когда он тренировался у меня в Новосибирске, была заложена хорошая база, и впоследствии он стал четырехкратным чемпионом мира. Я его потерял, но, как говорится, нет худа без добра. Я понял, что могу раскрыть талант спортсмена, довести его до высокого уровня. Мне стало ясно, что я могу подготовить борца, который будет способен выиграть чемпионат мира. И почему я должен его кому-то отдавать? Когда я потерял Володю, я подумал: «Если мне еще раз попадется такой же талантливый парень, я никому его не отдам и буду его отстаивать любыми способами». После Володи прошло около пятнадцати лет, и я встретил Сашу Карелина. Но в течение всего этого времени я не терял надежды и мысли о том, что мне должен попасться талантливый парень. На Бога, как говорится, надейся, но сам не плошай. Я понимал, что все зависит от меня. В Новосибирске я обошел все школы. В то время у меня были три группы по 30-40 человек. Я видел, что в этих группах есть талантливые мальчишки. Но в то же время я понимал, что они не настолько талантливы, как Володя и еще несколько ребят, с которыми мне довелось работать. И мне было понятно, что вывести их на высокий уровень будет крайне сложно. Поэтому, хотя пацанов в группах было полно, но все равно каждый год приходилось бегать по школам и «перелопачивать» сотни мальчишек.
Все эти годы, с тех пор как я потерял Володю, я постоянно занимался этой работой. И вот попался мне Саша. Он был высоким мальчиком, и я понимал, что у него есть данные. И если эти данные еще будут подкреплены огромным трудолюбием, то тогда с ним можно будет работать и думать о высоких результатах. После того как я позанимался с ним пару лет, я убедился в том, что у него есть все эти качества – и природные данные, и трудолюбие. Я видел его индивидуальные плюсы и минусы. Но прежде чем найти его, я просмотрел огромное количество ребятишек. Я потом все это анализировал: через мои руки прошло больше десяти тысяч человек. И из них мне попалось лишь три человека, которых можно было вывести на уровень сборной страны, которые были способны побеждать на чемпионатах Европы и мира. Как я уже сказал, Володя Зубков стал четырехкратным чемпионом мира. Достижения Саши всем известны. А третьим парнем был Николай Болотов, отец чемпиона России Ивана Болотова, который сейчас у меня тренируется. Николай был очень талантливым борцом. Но по разным причинам – семья, дети, учеба, работа – у него просто не было возможности тренироваться и готовиться так, как это надо было, полностью отдаться спорту. Если бы тогда он прошел через нормальную систему сборов, он мог бы достичь очень высоких результатов. У него были прекрасные данные, характер. Ване немного не хватает отцовского характера. А Николай был боец. Повторю еще раз: за все эти годы работы мне попались лишь три по-настоящему талантливых парня. Поэтому, найти талант – это очень большой труд.
• Люби свою работу
- Мне, наверное, повезло еще и в том, что у меня было огромное желание работать. Нужно просто очень любить свою работу. А когда ты ее любишь и хочешь чего-то добиться, только в этом случае ты можешь достичь какого-то результата. Нужно жить тем делом, которым ты занимаешься, и отключаться от всего остального. По прошествии некоторого времени моя жена уже поняла, что такая ситуация… А что сделаешь? С другой стороны, если у человека такая любовь к своему делу – это же здорово! И она по-своему терпела все это, как бы тяжело ни было. Она же видела, что я не просто так трачу время впустую. И она понимала, что другого варианта нет: мне хоть что хочешь делай, а я все равно буду заниматься своей работой. Отдаваться своему делу с таким фанатизмом может далеко не каждый.
Кроме того, надо понимать, что твой ученик – это твое дитя, это твой сын. С Сашей, например, я провел больше времени, чем со своим сыном. В те годы сына, семью я практически не видел: у нас было по 8-9 сборов в год и по 12 соревнований. Приедешь домой на неделю, в лучшем случае на две – и опять на сборы. Нужно было заниматься семьей, решать какие-то материальные вопросы. А на что тогда было рассчитывать? На то, что я обогащусь за счет спортсмена? Это сейчас условия для тренеров в этом смысле лучше. А тогда никаких условий не было. Была зарплата, за которую тебя круглый год нет дома. Сам-то я на эту зарплату еще могу прожить, но я знал, что дома еще жена и сын, которым я не могу дать ни рубля. И она должна была сама и зарабатывать, и воспитывать сына. На это «подпишется» далеко не каждый. И не каждая жена это выдержит. Зачем такой муж, которого она толком не видит, и от которого не то что помощь, а одни проблемы?
• Стань настоящим профессионалом
- Найти талантливого парня - одно, а раскрыть его талант – совершенно другое. И получается это далеко не у каждого. Для этого нужен профессионал с громадным опытом, который прошел путь от начала до конца – от работы с новичками до подготовки спортсменов высокого уровня. Должно быть видение. Я вижу, чего не хватает тому или иному спортсмену, я вижу его недостатки. Я вижу, что он талантлив, но недорабатывает, и у него еще как минимум 50 процентов запаса. Но он по каким-то причинам не хочет выкладываться. Надо напрягаться, а он думает: «Нет, сейчас я пережду, а напрягаться будут потом». Я вижу, что он думает, и почему он это думает. Вижу причины того или иного его решения. Но я не могу залезть ему в мозги, нажать там кнопку и перестроить его мышление. А бывает и другая ситуация: ты ему говоришь и видишь, что он делает то, что ты ему говоришь, решает все вопросы, устраняет недоработки. Ты видишь: человек чувствует, что ему нужно в данный момент делать, он работает, его мастерство растет, он показывает все более высокие результаты. Вот тогда ты им буквально живешь. Так у меня и было с Сашей. Сейчас у меня тоже есть хорошие ребята – и чемпион России, и призер чемпионата России, и призер первенства мира среди юношей, двукратный победитель первенств Европы. Но с ними пока не получается такой работы, какой она была с Сашей. Они не дорабатывают, и пока я никак не могу им это объяснить, внушить, доказать. Я понимаю, что чисто психологически они не могут себя преодолеть, не могут с собой бороться. Нужно над собой работать, все эти трудности преодолевать. А они все это прекрасно понимают, но - не могут…
Есть тренеры, которые уже не в состоянии вывести своего ученика на более высокий уровень. Я вижу, что умеет делать этот парень и вижу, что его тренер ему уже не помогает, а, наоборот, «гробит». Настоящий профессионал видит и знает все эти тонкости, умеет направлять, выправлять ситуацию. А молодым тренерам часто кажется, что если он нашел талантливого паренька, то этого уже достаточно. И довести его до высокого уровня он сможет в любом случае. То же самое бывает и у спортсмена. Пошли какие-то результаты, и ему уже кажется, что он теперь и без тренера сам все может. Почему многие перспективные ребята уходят в тень? Они бросают своего тренера, переходят к другому наставнику, и смотришь – спортсмен исчез. Потому что здесь очень много тонкостей, все это очень непросто.
• Имей свое мнение и умей его отстаивать
Настоящий профессионал должен уметь не только тренировать ребят, но и отстаивать свою позицию, свои взгляды в разговорах с руководством, беседовать, доказывать свою правоту, «пробивать» какие-то материальные вопросы, чтобы спортсмен остался с ним работать. И по молодости не каждый способен бегать по кабинетам, налаживать контакты и при любых вариантах решать все вопросы, связанные со своим учеником. Поначалу у меня такого опыта не было. Поэтому, я не смог отстоять Володю Зубкова. Чтобы найти талант, нужно огромное желание, нужны годы терпения и работы. А когда нашел талантливого мальчишку, то на пути возникают новые трудности. И я понял, что если я не научусь их преодолевать, решать все организационные и материальные вопросы, связанные с созданием условий для ученика, то у меня его снова заберут. И тогда просто нет смысла работать тренером. Когда ты начинаешь кому-то доказать свою правоту, «пробивать» свое мнение, ты сталкиваешься с огромными препятствиями.
Работая в сборной команде СССР, также приходилось постоянно отстаивать свои взгляды. Например, главный тренер сборной был не согласен с моей методикой работы. Тренеры сборной видели в Саше одно, а я - другое. И что получалось? Все они много лет работали в сборной, все они – «заслуженные», чемпионы мира, олимпийские чемпионы, а тут пришел Кузнецов и начал им что-то диктовать. Они думали по-своему, а я основывался на своем опыте. Я сам в свое время, будучи спортсменом, боролся с хорошими ребятами, с членами сборной СССР, имел победы над чемпионами мира. Поэтому, у меня был свой опыт борца. К тому же как тренер я уже перебрал огромное количество ребятишек. Даже те тренеры, которые тогда в нашей области были ведущими, главными, считали, что спортсмена надо довести до уровня сборной. А там люди грамотные, они все видят, и они доведут его до пьедестала. А я думал по-другому. Я просто видел все качества Саши как спортсмена, знал его сильные и слабые стороны. Тренеры сборной хотели, чтобы у него были другие захваты, другие броски. А я видел, что он не может делать то, что предлагают они. И если мы пойдем по этому пути, то будем просто терять время. Меня спасало лишь то, что я свою правоту доказывал результатом. Мало ли что они там говорят, но Саша выигрывает, и они ничего не могут против этого возразить. Главное ведь победа, а не то, как он борется. Я очень часто беседовал с тренерами сборной, объяснял им свои взгляды. Я прекрасно понимал, на что шел. Я возражал главному тренеру сборной. И если бы Саша начал проигрывать, меня бы просто выгнали, не задумываясь. В сборной у каждого свое мнение. И если у тебя есть результат, значит, твое мнение правильное. Результат подчеркивает твой профессионализм. Он говорит о том, что ты разбираешься в своем деле не хуже кого-то. Свой профессионализм ты можешь доказать только победами своего ученика. Других способов просто нет.
• Работай на результат
- В свое время я пробовал работать преподавателем в институте. Провел урок по лыжам или по гимнастике - и все нормально. И получаешь больше, чем тренер, и не надо ни за кем бегать. Многих это устраивает. Но у меня такая натура, что мне нужно видеть результат своей работы. Когда ты просто пришел на работу и провел занятие – это одно. А работа на результат – это совершенно другое, это колоссальный труд. Можно быть фанатиком своего дела, но ничего не достичь. И я знал немало таких тренеров. Помню, был один тренер по фехтованию. Он очень любил свое дело и самозабвенно работал с юношами. Он говорил: «Я получаю удовольствие от работы здесь, в спортивном зале. Я люблю своих учеников. Но бегать по кабинетам и что-то пробивать – это для меня смерти подобно!» И он работал в паре с другим тренером, с которым они разделили обязанности. Он передавал ему своих ребят, а тот доводил их до более высокого уровня мастерства и занимался организационными вопросами и решением всех материальных проблем. Первый из них стал заслуженным тренером РСФСР, второй – заслуженным тренером СССР, и оба были довольны. Работа на результат – это работа и в зале, и за его пределами. И не далеко не каждый может совместить эти вещи. Когда ты работаешь с юношами, то ни о чем, кроме тренировочной работы, особенно не задумываешься. А когда перспективный спортсмен взрослеет, то нужно не только его тренировать, но и думать о том, как его удержать. Выгодно и эффективно работать бригадой. К примеру, один тренер работает со спортсменами в юношеском возрасте, а затем передает их другому тренеру. Но в этом случае между тренерами должно быть полное доверие, взаимопонимание и взаимная заинтересованность. Должен быть хороший коллектив, «заряженный» на результат. Каждый делает свое дело, и все довольны. А работать в одиночку, так, как работал я, - это, скорее, исключение. Да, у меня получилось. Но все-таки это, наверное, не пример для подражания.
• Добивайся полного взаимопонимания с учеником
- Взаимопонимание между тренером и учеником – это почти все. Эти отношения в решающей степени влияют на карьеру спортсмена. Пока не пошли результаты, ученик зависит от тренера. А как только появляются высокие достижения, когда ученик становится чемпионом мира или олимпийских игр, тогда уже тренер зависит от ученика. И тогда начинают гоняться за учеником и стараются избавиться от тренера. Ученику сулят золотые горы, часто соблазны действительно бывают большими, и на этом этапе ученик часто уходит от тренера, если тот не может создать ему примерно такие же условия. Я все это прекрасно понимал. И когда у Саши пошли результаты, я старался решать все эти вопросы – и материальное обеспечение, и квартира, и машина. Потому что по-другому просто нельзя. Саша видел, что эти вопросы здесь, в городе, решаются, что в нем все заинтересованы, в том числе и руководство. Если бы он понял, что его вопросы не решаются, а я за счет него решаю какие-то свои вопросы, то все могло бы сложиться по-другому. Но я Сашу никогда не обманывал. Слава Богу, что на нашем пути встречались замечательные люди, которые нам помогали. Без них было бы очень тяжело.
Когда пошли результаты, то все уже зависит от ученика. Он выиграл Олимпиаду, помахал ручкой, уехал в Москву. И что я могу сделать? Мы знаем примеры, когда выдающиеся спортсмены, олимпийские чемпионы уходят о своего первого тренера. И материальные вопросы играют здесь не последнюю роль. Других вариантов просто не существует. Предложили договоры, контракты, а тут – тренер… Кому он нужен, тренер? На каком-то этапе спортсмену действительно кажется, что тренер ему уже не нужен. И от тренера в подобных ситуациях требуется огромное терпение.
Ученик должен верить в своего наставника. И Саша поверил в меня, потому что он много чего перепробовал. Какие-то вещи ему навязывали разные другие великие тренеры. Но он начинает делать то, что они ему говорят – у него не получается. Мало того, что не получается – он теряет и то, что наработал со мной. Он все прекрасно анализировал и чувствовал, что ему «нечем» бороться. Хотя надо отдать должное, что далеко не каждый спортсмен способен так анализировать. Если ты попадешь в руки к грамотному тренеру, который все это понимает, видит и продолжает работать так, как ты привык, как тебе действительно надо работать, то это еще хорошо. А когда ты попадаешь к такому тренеру, который начинает все ломать и перестраивать так, как ему хочется, то спортсмен быстро останавливается в росте. Саша все это понимал. И при любых вариантах он мне говорил: «Как скажете, так и буду делать». В этом плане мы всегда находили общий язык.
Если ученик и тренер друг друга всегда поддерживают и смогут вместе пройти весь этот путь, только тогда и будет результат. Когда беседуешь с учеником, и он понимает твои трудности и помогает, тогда ты с ним готов идти до конца. Саша, конечно, очень много мне помогал и помогает по сей день.
• Помни, что без труда ничего не бывает – ни в спорте, ни в жизни
- Без труда ничего не бывает - ни в спорте, ни в жизни. И для того, чтобы привить ученику трудолюбие, ты сам должен пахать как негр. В самом начале мне было очень важно понять, как Саша будет трудиться. Потому что через мои руки к тому времени прошло очень много хороших мальчишек. Смотришь – такой талантливый парень, но он не может заставить себя работать. Он какое-то время потренировался и ушел в другую секцию или еще куда-нибудь. И его уже не заманишь сюда никакими пряниками. Поэтому, найти талантливого парня, которому при этом нравилась бы борьба, и который был бы готов трудиться, добиваться результата – это очень сложная задача. Есть такая притча, что Бог создал человека и дал ему талант, трудолюбие, волю и пр., а потом одно качество забрал. Так и у нас: все время чего-то не хватает. Есть талант и сильная воля – нет трудолюбия. Есть какие-то другие ценные качества – нет таланта. А найти мальчишку, в котором соединились бы все необходимые качества – это большая удача. Но когда его находишь, тогда и вырастают олимпийские чемпионы. И то, что я сейчас говорил о спортсмене, можно сказать и о тренере. Эти качества в своих учениках не каждый ведь тренер видит.
Часто тренеры какие-то неудачи своих учеников воспринимают совсем по-другому. У них все вокруг виноваты – то тренеры сборной, которые перегружают их ученика, то еще кто-то. Я ему говорю: «Слушай, но так ведь было и будет во все времена. В сборной есть главный тренер. У него, естественно, свой взгляд, и он не все делает так, как ты считаешь нужным. Так ты езжай на сборы, работай со своим учеником! И ни на кого не жалуйся. Ты ведь все знаешь. Ты видишь ошибки, которые допускают другие. Ты будь с учеником рядом и не делай этих ошибок, работай с ним, добивайся, доказывай, выигрывай! А то ты критикуешь главного тренера, а начнешь делать сам – не можешь. Если твой ученик будет выигрывать, тогда все будут хорошими, в том числе и главный тренер, которого ты сейчас критикуешь». И на этом наша беседа обычно заканчивается, потому что возразить нечего. Не надо ничего говорить! Просто делай! Работай! Когда твой ученик побеждает, никто тебе ничего не запретит. Перегружают? Поговори с главным тренером. Эти вопросы всегда можно решить. Когда мы с Сашей находились в сборной, я корректировал всю его работу.
Когда он готовился к первой Олимпиаде, перед чемпионатом Европы проходили контрольные схватки. А Саша простыл, плохо себя чувствовал, у него была температура. Но надо было бороться и не подавать вида, что он болен. Отказываться было просто нельзя, иначе он не поехал бы на чемпионат Европы. Но во время тренировок работать ведь можно по-разному. Я ему говорил: «Делай все, что положено, но вот здесь не выкладывайся». Задание одно для всех, но я его корректировал применительно к ситуации, к Сашиным возможностям на данный момент. И задание-то было у всех одно и то же, но мы, выполняя его, добивались каких-то своих целей. И получается, что в «стойке» мы делаем что-то свое, в партере – тоже что-то свое и т.д. В любой ситуации, выполняя те или иные задания, мы знали, чего мы добиваемся. Нужно разговаривать со спортсменом. Если сегодня он чувствует себя не очень хорошо, не надо его перегружать. Если же он полон энергии, ну тогда давай включимся, поработаем! Главное, чтобы твой спортсмен выигрывал, чтобы была стабильность результатов. И тогда никто ничего тебе не скажет.
8. Для профессионала не существует мелочей
- Если ты стремишься к высоким результатам, для тебя не может быть мелочей. При той конкуренции, которая существует в большом спорте, никаких мелочей ни в жизни, ни в работе не бывает. Если к чему-то относиться как к мелочи, то эта мелочь, в конце концов, может выйти для тебя боком – любое слово, любой жест, любое действие. Когда мы тренировались в составе сборной перед первой Олимпиадой, мы с Сашей находились в таких условиях, что опоздай он утром на зарядку, и это могло бы стать поводом для того, чтобы меня вообще выгнать со сборов. А если бы меня выгнали, им было бы проще решать с Сашей все свои вопросы: «Или делай так, как говорят, или до свидания!» Так что - какие тут мелочи!? За всем надо следить, с каждым уметь разговаривать. Есть ведь всякие люди. Одно слово не так сказал – передадут наверх, а там сделают соответствующие выводы.
А если говорить о тренировочном процессе, то ведь сам прием состоит из мелочей – как поставил ногу, как повернул голову, как захватил и пр. Это техническая сторона. То же самое можно сказать и о тактике. И у каждого спортсмена это все по-разному. Индивидуальные качества – это очень сложная штука. Все они суммируются, и получается ни на кого не похожая индивидуальность спортсмена. И развивать эти качества - это огромная и очень интересная работа. И сколько бы ты ни трудился в этом направлении, работы все время непочатый край. Все эти качества в мальчишке нужно увидеть, нужно на ковре самому попытаться понять и прочувствовать те движения, которые должен освоить твой ученик. И если ты их не прочувствовал сам, то тебе трудно будет объяснить ему то или иное движение, тот или иной технический прием. Техника, тактика – это очень тонкие вещи. И строить поединок так, как Саша, то есть непрерывно атаковать, делать свои приемы и при этом не пропускать приемы соперника – это огромная редкость. Это говорит о большой тактической грамотности и зрелости спортсмена. Каким бы ты ни был классным борцом, но только за одно какое-нибудь соревнование ты обычно все равно пропускаешь 1-2 приема соперника. А Саша за всю свою зрелую карьеру, начиная с 1987 года, где он в финале чемпионата СССР проиграл один балл двукратному чемпиону мира Игорю Растороцкому, не пропустил практически ни одного приема. В истории борьбы таких примеров просто нет.
• Работай, и удача будет на твоей стороне
- Конечно, глупо спорить с тем, что в спорте большую роль играет удача. Может же быть и так, что ты случайно споткнулся, сломал палец, не поехал на чемпионат мира или на Олимпиаду. Но этого не случается, эти неприятности обходят тебя стороной, тебе как будто что-то помогает свыше, и в итоге ты выигрываешь чемпионат мира, Олимпиаду. Верить в Бога или не верить - до поры до времени не задумываешься о таких вещах. Но у меня в жизни не раз были ситуации, когда казалось, что никакого выхода уже нет – никто не помогает, невозможно ничего доказать, ничего не добиться. Но потом одно начинает цепляться за другое, и ты вдруг встречаешь человека, который тебе помогает, и непонятно как вылезаешь из этой безвыходной ситуации. Само собой, ты этого хотел. Но обстоятельства складываются порой таким удивительным образом, что даже трудно объяснить, как так все могло получиться.
Из своего опыта могу сказать одно: везет тому, кто пашет, кто трудится. Просто так ничего не бывает. Только когда ты очень хочешь чего-то добиться и упорно ищешь пути выхода из сложной ситуации, только в этом случае тебе словно приходит помощь свыше – ты встречаешь нужных людей и т.д. Сколько раз я слышал: «Вот везучий! Попался ему Саша Карелин! Попался бы он мне – у меня стал бы трехкратным олимпийским чемпионом!» И люди так рассуждают на полном серьезе! И таких ведь немало! А сколько здесь за мою бытность было талантливых ребят! Но чтобы пробиться, надо было пахать. А они попадали в совсем другое окружение, и кто-то не работал так, как надо было работать, кто-то нарушал режим. И если бы у такого парня была какая-то постоянная опека, то, глядишь, он выиграл бы чемпионат Советского Союза, попал бы на чемпионат Европы, и у него появился бы интерес. Его «засосало» бы уже другое, борцовское окружение, и ему уже некогда было бы отвлекаться на другие, ненужные дела.
• Свою правоту доказывай результатом
- Тренеры сборной часто мне говорили: «Наблюдаем за вами и ничего понять не можем. Да, Саша сбивает, бросает, падает, а что вы делаете – так и не поймем». Работа «на руках» - она немного неконкретная. Где-то соперника захватываешь, где-то раскрываешь, где-то загоняешь, затем сбиваешь. Не было той яркости, как хотелось бы тренерам сборной – броски с прогибом через спину и пр. Когда я сам боролся, то бросал через спину из любого положения, а Сашу не смог этому научить. Просто потому, что ему этого не дано. Но в сборной мне говорили, что Карелин никогда в жизни не будет бороться «на руках». Потому что так никто никогда не боролся. Мне говорили, что это только юноши так борются. Но у других ничего не получалось, а у Саши получалось. Другие здорово бросали, но когда он начинал с ними бороться «на руках», он их «загружал», и они падали, забывая о бросках. Но все это надо было доказывать. Не критиковать, не говорить о том, что тебе мешают, а добиваться своего. И опять же здесь решающим фактором становится взаимопонимание ученика с тренером. Кто бы и что бы там со стороны не навязывал, ученик должен слушать тренера. Саше ведь тоже что только не советовали. Он им отвечал: «Не мешайте, у меня есть тренер». Тогда они бежали жаловаться к главному тренеру… Вот так и приходилось работать. Надо просто иметь свое мнение, отстаивать свою позицию, и свою правоту доказывать результатом. Прав ведь всегда тот, у кого есть результат. Если у тебя есть результат, то все поймут, что ты умеешь работать, и от тебя отстанут. Если тебя засуживают, значит, ты даешь повод для этого. Когда ты выходишь на ковер и проводишь результативные действия, набираешь баллы, то никто ничего не сможет сделать. Тебя не засудят, как бы им этого не хотелось.
Когда один из тренеров сборной, олимпийский чемпион, сам боролся на ковре, он здорово бросал с прогибом. И он говорил мне: «Саша должен бросать с прогибом!» Я отвечал ему: «А ты возьми и научи его этому! Возьми и научи! Я ведь не против того, чтобы он так бросал. Говорить-то можно что угодно. Но ты за всю свою жизнь научил кого-нибудь бросать так, как ты сам бросал?» Он отвечает мне: «Нет». Тогда я ему: «Вот видишь, ты в сборной СССР не можешь найти человека и научить его, чтобы он бросал так же, как и ты. А здесь ты считаешь, что Саша должен бросать с прогибом!» Как я только с ними не беседовал! Перед третьей Олимпиадой они решили, что Саше надо добавить в технический арсенал броски, потому что он борется «на руках» и себя изматывает. А так бросил – и отдыхай! И вот опять начинались дискуссии: «А ты чем боролся? У тебя вообще никаких бросков не было, а ты стал двукратным олимпийским чемпионом! Ты не бросал ни прогибом, ни через спину! Ты делал какой-то незаметный перевод в партер, где-то сбивал соперника. А ты? Кого ты научил так бросать, как бросал сам?» И вот когда начинаешь с ними так разговаривать, они начинают вспоминать, как боролись сами. И тут они понимают, что у них в арсенале не было каких-то слишком уж эффектных бросков, но, тем не менее, они стали чемпионами мира и олимпийских игр. И тогда они согласились: «Ну ладно, пускай борется так, как боролся».
Иногда начинаешь вспоминать все эти годы – как я только выжил? Помню, когда нас в зал не пускали, неделю спать не мог. Я думал тогда лишь о том, чтобы где-нибудь сердце не схватило. А так – переживу. Спасали только тренировочные схватки, в которых я выкладывался, и после мощной физической работы нервная система успокаивалась, восстанавливалась, и проблемы уходили на второй план. Но любые трудности – это твои проблемы. Никому ничего не объяснишь. Все нужно доказывать результатом.
Беседовал Александр Скляренко
март 2009 года