Он ещё в свои школьные годы серьезно занимался лыжными гонками. Был чемпионом Сибири среди юношей. Вполне мог добиться и более высоких результатов в соревнованиях на снежных трассах. Только судьба распорядилась иначе. Настоящим его призванием оказался все-таки баскетбол.
Начинал играть в студенческой и армейской командах. Правда, в этом игровом виде спорта в полной мере раскрыл себя, уже на тренерском поприще.
Это ему удалось совершить настоящую революцию в баскетбольном чемпионате СССР среди женских коллективов. Он был первым, кто в турнирном табеле о рангах нарушил многолетнюю гегемонию авторитетных клубов из европейской части страны. Вчерашний детский тренер, возглавив команду мастеров из далекой Сибири, команду, которая прежде в основном боролась лишь за выживание в высшей лиге, сумел её, всего за три года, вывести в элиту отечественного баскетбола. Мало кому известный специалист наглядно доказал, что звездный коллектив можно создать, даже не имея в составе хотя бы одного именитого игрока.
С середины 80-х годов главными законодателями игровой моды в женском баскетболе надолго стали подопечные новосибирского тренера Леонида Ячменева. Под его руководством баскетболистки команды «Динамо» из города на Оби завоевали в чемпионатах Советского Союза четыре раза бронзовые медали, один раз – «серебро» и трижды - чемпионское золото. Кроме того, в сезоне 1986 года динамовки из Новосибирска привезли домой из Барселоны один из самых почетных европейских трофеев. За всю историю континентальных турниров тогда впервые «получил прописку» в столице Сибири Кубок Лилиан Ронкетти. Впрочем, сам наставник сибирячек не только успешно работал со своим клубным коллективом, но в разные годы одновременно возглавлял молодежную и национальную сборные страны. За спортивные достижения команд, которыми он руководил, ему был присвоены высокие звания «заслуженный тренер РСФСР», сначала, а затем и «заслуженный тренер СССР». Среди его воспитанниц – немало чемпионок Европы и Мира, победительниц различных международных турниров, есть и чемпионки Олимпийских игр.
Так что в большом баскетболе тренера Леонида Ячменева, можно сказать, уже не оставалось непокоренных спортивных вершин. Но, тем не менее, его тренерский путь вовсе не был таким гладким, как паркет баскетбольной площадки. Ему довелось познать не только сладость громких побед, но и горечь обидных поражений. Приходилось ошибаться и самому, а порой причиной неудач становились и совсем независящие лично от него обстоятельства.
В общем, как часто бывает, светлая полоса в тренерской жизни чередовалась с более темной, а после стремительного подъема по лестнице успехов иногда следовал затяжной спуск. И все-таки, несмотря ни на что, он всегда оставался верен любимой игре, в которой ему удалось познать, если не все, то очень многое. Как никак, а сегодня – уже позади почти пол века, отданных баскетболу. Впрочем, заслуженный тренер СССР Леонид Александрович Ячменев и сейчас в свои, 70 с хвостиком, лет по-прежнему регулярно приходит в спортивный зал. Правда, теперь именитый специалист тренирует студенческую команду Новосибирского архитектурно-строительного университета. Как считает он сам, ещё вполне мог бы поработать с каким- нибудь коллективом мастеров. Но, увы, из-за накопившихся с годами «болячек», стало тяжело совершать частые вояжи на матчи чемпионата страны в другие города. Поэтому и пришлось выбрать для себя, что полегче – стать в определенной мере «невыездным», учить дома азам баскетбола начинающих игроков – любителей.
А наше интервью с заслуженным тренером СССР Леонидом Александровичем Ячменевым - это тоже его своеобразный урок, урок, который возвращает нас к самым ярким событиям в истории новосибирской женской команды «Динамо» и который дает ответы на многие вопросы, что наверняка интересуют всех истинных поклонников популярной игры – баскетбол.
***
Лыжня привела в спортзал.
В. Леонид Александрович, как все-таки начиналась ваша карьера баскетбольного тренера? Почему добившись определенных успехов в лыжном спорте, решили вдруг серьезно заняться баскетболом?
О. моя первая спортивная специальность, конечно же, – лыжник. Ещё когда в Омске учился в школе выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам. Зимой на соревнованиях обычно выступал на дистанциях 5 и 10 километров. А вот летом в подготовительный период мы – лыжники, как правило, играли или в ручной мяч, или в баскетбол, или в футбол. У меня как-то все здорово получалось именно на баскетбольной площадке. И однажды после очередных занятий с мячом тренер мне вдруг говорит: «-Очень жать с тобой расставаться, но твое будущее все-таки баскетбол».
Был такой тренер Попов Геннадий Ильич. Именно по его совету я и стал баскетболистом, за что благодарен ему по сей день.
Сначала играл в институтской команде. Потом во время армейской службы выступал за баскетбольный коллектив хабаровского СКА. После армии, вернувшись домой, пошел работать на завод. Но меня по-прежнему тянуло к баскетболу. Поэтому решил попробовать себя в качестве детского тренера в Омской ДЮСШ.
На первых порах тренировал мальчиков и девочек. Затем по предложению руководства спортивной школы занимался только с командами девочек. Год от года постепенно набирался тренерского опыта. Появились и конкретные результаты. А главное - моих воспитанниц стали все чаще и чаще приглашать в коллективы мастеров. И когда в 1976 году мне предложили переехать в Новосибирск и возглавить баскетбольную команду «Динамо», я уже чувствовал в себе творческий потенциал, как-никак, к тому времени за плечами имелся определенный багаж знаний. Так что без особых колебаний дал, тогда, свое согласие.
В. Но, впервые возглавив коллектив мастеров, вы почувствовали разницу с прежней тренерской работой?
О. Честно сказать: я не почувствовал разницы. Почему? Во-первых, те знания, что я накопил, работая в спортивной школе, они мне позволили достаточно квалифицированно, грамотно проводить тренировки и в команде мастеров. Во-вторых, у меня у меня были друзья – опытные тренеры, которые, по сути, являлись моими учителями. Это такие корифеи женского баскетбола, как Швам Евгений Семенович из пензенского «Спартака» и Давид Яковлевич Берлин из подмосковного «Спартака». Они всегда щедро делились своими знаниями. А я не стеснялся спросить то, чего не знаю.
Со Швамом очень много контактировал, ещё работая в ДЮСШа. Причем, тогда передал ему трех своих воспитанниц. Мы часто с ним встречались. Он давал мне советы. Что-то я принимал, что-то – нет. Да, и потом, когда уже общались во время туров чемпионата, порой засиживались в беседах до 6 часов утра. Я задавал вопросы. Спорили. А в спорах, как говорят, и рождается истина.
А смеялись девчонки зря.
В. А что для вас, как для тренера, было самым трудным, когда начинали работать в новосибирской команде «Динамо»?
О. Главная трудность была в том, что, когда я принял тогда «Динамо», в команде было всего семь баскетболисток. И все они к тому времени достигли определенного уровня, выше которого не могли уже пойти в дальнейшем. Конечно же, каждой из них надо сказать большое спасибо, хотя бы за добросовестное, честное отношение к игре. Но мне нужно было делать не просто грамотную квалифицированную команду, а команду, которая могла бы идти дальше и решать самые высокие задачи. Поэтому трудность заключалась в том, что приходилось комплектовать фактически совершенно новый коллектив с прицелом на перспективу. При этом, чем особо горжусь, я приглашал команду, мало что ещё умеющих делать в баскетболе девочек, и готовил из них классных игроков. Как пример, назову Олимпийскую чемпионку Ирину Минх. Приехав в Новосибирск из Черепанова, вчерашняя школьница ко мне в дубль попала обыкновенным новичком. Ещё одну будущую победительницу Олимпийских игр Елену Худашову я привез из Хабаровска, где она занималась не баскетболом, а прыжками в высоту. В Иркутске нашел Лену Капутскую, а в Ангарске – Любу Бакулину. В общем в поиске спортивных талантов довелось побывать во многих регионах. У меня в записной книжке накапливалось до 40 фамилий кандидаток, которых предстояло просмотреть. Всегда обращал внимание, прежде всего, есть ли волевые, бойцовские качества. Исходя из таких критериев и подбирал игроков.
Помню, когда на одной из первых тренировок я сказал, что со временем мы будем всех обыгрывать, девчонки по сути дела подняли меня на смех. Никто не верил и даже не мог представить такое. Но надо было переломить инерцию мышления, чтобы воспитывать у баскетболисток психологию победителей. Я очень много работал в этом плане. И в конце концов доказал свою правоту, когда в 1986 году без особого труда, одолев всех основных соперниц, мы выиграли золотые медали чемпионата СССР, и три сезона подряд удерживали титулы сильнейших в стране.
Как зажигаются звезды.
В. В свое время новосибирское «Динамо» под вашим руководством совершило, можно сказать, настоящую революцию в женском баскетболе. Впервые в истории этого вида спорта законодателем игровой моды стал коллектив из сибирской глубинки. Команда, не имеющая в составе звездных игроков, даже просто баскетболисток сборной страны, сумела обойти в чемпионате СССР на пути к пьедесталу почета всех ранее признанных фаворитов. Как вы считаете, за счет чего, удалось добиться такого успеха?
О. За счет работы. Подчеркиваю, мы очень много и интересно работали. Я быстро понял, что нужна хорошая атлетическая подготовка команды. Тогда не было таких суперсовременных тренажерных залов, которые сейчас имеются почти в каждом клубе. И во многих коллективах игроков заставляли работать со штангой. Но я этого категорически не признаю. Никогда такие упражнения не давал, не даю и не буду давать. Когда начинают напрягать девчонок (особенно высоких) штангой, у них довольно часто травмируются спины. Поэтому в то время я сумел добиться, чтобы у нас в зале поставили тренажер.
Чтоб стать сильнейшей командой Советского Союза, необходимо было значительно усилить атлетическую подготовку, физическую выносливость баскетболисток. Тем более, что, например, прилетая на матч из Новосибирска в Москву, учитывая разницу в часовых поясах, нам приходилось играть фактически ночью. Стоит только представить, насколько организм должен быть сильным, чтобы выкладываться по полной программе в таких условиях. Исходя из этого и надо было атлетическую подготовку доводить до превосходной степени.
Но мы не только много работали, много тренировались. Ещё раз повторю, я поводил очень большую секцию. А подбирал-то игроков волевых, бойцовских, которые не боятся никого, для которых не существует на площадке авторитетов, которые выходят на матч, и нет им разницы, кто перед ним – ЦСКА, ТТГ. У них коленки не дрожали в любом поединке.
Да, это были никому не известные игроки, да – девчонки, которые ещё недавно были новичками. Назову ту же Любу Бакулину…когда я её привез, всего лишь- молодая перспективная баскетболистка. Она не входила даже в число кандидаток сборной РСФСР, и тем не менее, в нашем коллективе выросла до игрока сборной команды СССР. На площадке Люба была настоящим бойцом, всегда готовая сделать все возможное и невозможное, выложиться до конца для победы.
Как тренер, я никогда не боялся рисковать в игре, если видел на будущее какую-то перспективу. Когда приехала Лена Капутская, в первом же матче сразу поставил её в стартовою пятерку. Она по большому счету ничего ещё делать не умела, но зато вполне успешно справлялась с очень важной задачей для центрового игрока – подбирать мяч под щитом. И это во многом нам помогло. Позднее в разговоре с тренерами из других команд я, как-то, сказал по поводу Капутской: - «подождите, будете все от неё плакать. И я – в том числе».
Конечно, в определенной мере то - была шутка. Но в чем-то в дальнейшем мои слова подтвердились. Потом соперницам не раз приходилось «поломать голову», как бороться под щитом с нашей центровой.
Довелось и мне, хотя и не плакать, зато немало побегать с пеной у рта вокруг неё, заставляя что-то конкретное делать на тренировках. Она обычно упрямо твердила: «не буду», а я говорил: «нет, будешь». И в конце концов с трудом, но все-таки добивался своего. Вот так в муках и рождалась новая команда.
Важно отметить и такой факт. Тогда ещё не было видео. Но поскольку у меня хорошая зрительная память, я все свои матчи подробно расписывал после игры, чтобы потом анализировать, разбирать. На тренировках обычно моделировал, что сейчас никто не делает, концовки предстоящих поединков. Этому я научился у мудрого пензенского тренера Швама. Например, как надо действовать баскетболисткам, когда на табло осталось всего 10 секунд, мяч у вашей команды, вы очко выигрываете? Или как надо действовать на площадке при зеркальной противоположной ситуации – мяч у соперниц, а ваша команда проигрывает одно очко.
Моделирование таких моментов очень многое дало. У меня была уже уверенность, если за 2-3 минуты до окончания основного времени уступаем соперницам не более 4-5 очков, то поединок выиграем. Не случайно, посмотрев статистику чемпионатов СССР 80-х годов, можно убедиться, что довольно часто наша команда выигрывала с разницей 1-2 очка. То есть, мы буквально вырывали победу под самый занавес матча. Мои баскетболистки в концовке поединка просто в знали, что делать, как делать, куда бежать, кому отдавать мяч. И я могу сказать, что сами игроки от такой победы получали неописуемый «кайф». Потому что у них всё совпало, как по нотам, всё то, что и отрабатывали они на тренировках.
Но игра игрой, тренировки тренировками, а есть ещё и другая важная составляющая в нашем тренерском деле. Что безусловно помогает и воспитывать звёздных баскетболисток и создавать команду – звезду.
В своё время мне довелось узнать, как наставник подмосковного «Спартака» Давид Яковлевич Берлин активно и рьяно занимался бытом своих игроков. Он постоянно заботился, чтобы у его баскетболисток была хорошая зарплата, чтобы они получали квартиры и т.д. И я понял, что все это обязательно делать надо. И я это тоже делал. Кстати, не так давно отмечалось 85 лет Новосибирского облсовета «Динамо». На юбилейный вечер пригласили всех ведущих спортсменов и тренеров, кто в разные годы представлял это спортивное общество. Мы сидели все вместе, за одним столом – игроки из первого состава моей команды – Валя Данилова, другие; и, наша золотая когорта – Кожевникова, Минх, Левченко, Бакулина, Леонова, Капутская. И вот они мне тогда сказали: «Леонид Александрович, мы вам очень благодарны. Вы, обратите внимание, никто из нас, закончив играть, не потерялся в жизни. У всех есть работа, дети, квартира. Спасибо за это Вам и баскетболу».
Конечно же, было приятно услышать такие слова. Но – главное, что я ещё раз убедился: все что делал когда-то – делал правильно.
Ноу-хау тренера Ячменева
В. У тренера Ячменева в работе с командами было свое ноу-хау? Что именно вы впервые стали применять в самой игре или тренировках?
О. Одним из моих ноу-хау было то, что на сборах я отказался от проведения игроками команды утренних зарядок. Объясню, почему отказался. Если вы делаете зарядку круглый год, то безусловно её нужно продолжать делать и в утренние часы. В противном случае смысла особого нет.
Вот, например, готовится команда к чемпионату на сборе. Раньше, когда я проводил сборы, ещё будучи молодым тренером, у меня был такой распорядок. Утром – зарядка, завтрак и тренировка, потом – обед, отдых и вечерняя тренировка. И уже тогда обратил внимание, что на утренних занятиях в зале мне чуть ли не постоянно приходится баскетболисток будить. Тренировка проходит неполноценно, потому что они фактически спят на ходу. Я проанализировал, почему так происходит. После зарядки и завтрака баскетболистки возвращаются в свои номера и ложатся спать. А потом за 10-15 минут до тренировки девчонки встают и идут в зал.
Вовремя все делают. И в этом смысле к ним никаких претензий нет. Но в тоже время на площадке игроки как сонные мухи. И смысла в такой тренировке очень мало. Поэтому и пришло решение: пусть они вместо зарядки лучше дополнительные полчаса поспят. Кстати, потом и в сборной Союза я тоже отказался от утренней зарядки. Зато, как первая, так и вторая тренировка, проходили интенсивно, мощно. Что же касается непосредственно игры, здесь у меня тоже были свои наработки. Анализируя наши матчи, я обратил внимание, что 30 процентов забитых очков мы получаем после быстрого прорыва. А если у тебя нет «быстрого прорыва», то этих 30 процентов очков так же нет.
Мы, когда только начал работать с «Динамо», играли очень медленно. Баскетболистки перемещались по площадке почти шагом. Быстрый же прорыв само собой предполагает быструю игру. Значит, нужно было перестраиваться, играть быстрее.
Кроме того, я стал перестраивать тактические взаимодействия, которые можно отнести к циклу непрерывного нападения.
Например, проводит команда в игре какую-то комбинацию, но она заканчивается неудачно. А дальше у баскетболисток на площадке обычно начинаются «муки», особенно когда соперницы выстроили личную зонную защиту. И против такой защиты нужна была комбинация, которая бы представляла целый цикл непрерывного нападения.
Пусть один раз в атаке не получилось, два не получилось, но в четвертый раз уже получается. Я пришел к выводу, что именно такие взаимодействия, составляющие цикл непрерывного нападения, и нужны. Это – лично мое изобретение. Есть ряд взаимодействий который я придумал специально, и которые делали только баскетболистки моей команды. До сих пор это никто не делает.
Продолжая тему ноу-хау, можно вспомнить один момент. Долгое время мне никак не удавалось подобрать ключи к рижскому ТТГ, хотя мы у всех других фаворитов чемпионата СССР уже выигрывали. Но ничего не могли противопоставить мои девчонки мощному натиску центровой рижанок Ульяне Семеновой – на то время самой высокорослой баскетболистке в мире.
Что я только не придумывал, чтобы наши игроки в конце концов научились действовать против имеющей солидную фору в росте соперницы. Порой на тренировках даже сам вставал на табуретку под щитом, держа над головой швабру, на которую была одета баскетбольная майка. Пытался таким образом, хоть как-то смоделировать действия центровой ТТГ.
Однажды, кто-то для этой цели посоветовал приглашать баскетболиста из новосибирского «Локомотива», который тоже имел солидный рост – 2 метра 10 см. с тех пор на тренировках у нас стал регулярно появляться свой «штатный дублер» Ульяны Семеновой. Я ему платил после каждой такой тренировки по 25 рублей – в то время – хорошие деньги. Но зато мы так отмоделировали игру ТТГ и её лидера, что потом легко и просто побеждали рижанок.
Вспоминаю, когда Семенова была у меня во второй сборной страны, она как-то мне сказала:
«-Леонид Александрович, я так не люблю против вашей команды играть…
- Что, они очень грубо играют против тебя?
- Да, нет, но они так быстро бегают, так точно попадают».
В общем, наш «быстрый прорыв» многим соперницам попортил немало крови.
Тест на «демократию».
В. Журналисты давно уже разделили тренеров на две категории: тренер – «диктатор» и тренер – «демократ»…Кому из них на ваш взгляд бывает легче добиваться результатов в своей работе?
О. Я считаю, что наиболее правильно, все таки, быть тренером «диктатором». В этом не раз убеждался, работая, как в клубной команде, так и в сборных коллективах разного уровня – России, юниорской, второй сборной СССР и основной национальной команде страны.
Совсем непросто в любой сборной команде за сравнительно небольшой срок, в течение одного месяца, из игроков разных стилей и разных возможностей создать единый коллектив.
Много ли найдется тренеров – «демократов», кто это сделает?
Приведу такой характерный пример. Будучи тренером сборной СССР, я проводил анонимное анкетирование баскетболисток. Предлагался своеобразный «тест на демократию». А ответить предстояло всего на один вопрос: кто на ваш взгляд должен входить в состав первой пятёрки сборной Советского Союза? И девять человек ответили – я и четыре любых.
Представьте, как в таком случае должен поступить тренер - «демократ», исходя из своих принципов. Но вот – вопрос, как ему, чтобы не обидеть никого, определить первую пятёрку, если чуть ли ни каждая баскетболистка считает, что именно она должна играть в основном составе.
Или – другой пример: я говорю игрокам – «у нас сегодня-тренировка по вашему желанию. Что ты хочешь делать, Маша?
- Я хочу по кольцу побросать?
- А ты?
-А я хочу в футбол поиграть…
- А ты?
- Я – в волейбол…
- А ты?
- Я хочу вот это...А я вот это и т.д.
Тогда объясняю им: вот видите – вас 15 человек и 10 разных мнений. Поэтому будете делать то, что скажу я вам один. Вам понятно?
- Понятно …»
Вот в этом и заключается одно из преимуществ тренерского диктата. Как известно, в любую сборную входят баскетболистки из разных команд, поэтому в обязательном порядке должно быть единоначалие. Необходимо объединить их всех какой-то одной идеей, которую ты должен претворить в жизнь на игровой площадке. И тренеру-демократу очень трудно это сделать.
В. Возможно именно из-за того, что вы всегда были тренером-диктатором, и сложилось мнение в спортивной среде, что у тренера Ячменева трудный характер. А так ли это на самом деле?
О. Да, у меня трудный характер. Я, как правило, на всё имел всегда свое мнение, которое всегда и отстаивал. Никогда не любил и не люблю под кого-то подстраиваться. Вот такой вот - непростой человек… Кроме того, я жесткий тренер. Могу и накричать на кого-то по ходу игры или тренировки. Куда от своих эмоций денешься? Наверное поэтому многие считают, что я на баскетболисток всегда матом ругался. Но это – неправда. Никогда в жизни не было такого. Можно спросить у любого из моих игроков, и все подтвердят это.
На мой взгляд, матом тренер ругается тогда, когда ему не хватает слов и аргументов. Знал я такого тренера, не буду называть его фамилии. Когда он брал минутный перерыв во время игры, то слышен был только сплошной мат. Ему потом говорят: «Вы бы лучше что-то конкретное баскетболисткам объясняли».
А он – «да, некогда, мне выражения выбирать, всего же одна минута дана».
Мат прежде всего унижает самого тренера: значит он не может найти других аргументов, скуден его словарный запас.
Но и нельзя забывать: мат – это оскорбительно. Я даже «коровой» не называл никогда в жизни кого-либо из баскетболисток. Подчеркиваю – никогда.
Сейчас уже легенды «ходят» о тренере Ячменеве. Кто-то говорит: «мы с ним по стакану водки выпивали, и он шел потом игру проводить». Да я ни разу в жизни и грамма не выпил перед игрой. После игры – это, действительно, иногда бывало, особенно если вся борьба проходила на площадке, как говориться «на нервах». Чтобы снять стресс, выпивал стакан водки после окончания такого матча. Это – бывало. Но чтобы до игры – никогда.
На скамейке запасных…за 22 тысячи «евро».
В. Когда на ваш взгляд тренеру легче работать в баскетбольной команде в прошедшие советские времена или сейчас?
О. Сегодня в ведущих баскетбольных клубах все условия для полноценной тренировочной работы, конечно же, выше, чем были прежде. Но вот роль тренера в команде – она, фактически сведена на нет: то есть, чуть ли не нулевой стала у него возможность влиять на игроков.
Раньше у меня в том же «Динамо», как было…Если видел, что баскетболистка уже выросла до определенного уровня, я шел и добивался у руководства, чтобы соответственно повышалась её зарплата. Но фактически получалось, что зарплату-то прибавлял я – занимался этим делом, добивался и т.д. Поэтому любой игрок меня уважал и слушался. Иными словами – я имел мощные рычаги для управления командой, которых теперь, увы, у тренеров нет.
Сейчас у каждой команды есть менеджеры, директора, президенты клубов. Они и заключают, подписывают контракты, согласно которых игроки получают ту или иную зарплату. А тренер уже здесь не причем.: поскольку тоже – всего лишь наемный работник по контракту.
Получается все очень просто: кто дает деньги, тот – и главный. Он и говорит, что нужно делать, как делать.
Если я вижу – баскетболистка тренируется и играет спустя рукава, и скажу, что накажу её за это, она вполне может, в лучшем случае, на мои угрозы никак не отреагировать, а то и просто – послать меня подальше. Потому что она знает, что музыку сегодня в баскетболе заказывает тот, кто платит деньги.
И выходит ли игрок на площадку, или все матчи просиживает на скамейке запасных, он все равно получит все, что причитается ему по контракту.
В последние год моей работы в Казани играла у меня в команде дочка Петракова – известного когда-то баскетболиста, а потом в свое время и президента ЦСКА.
Девочка была средних способностей, правда с неплохим баскетбольным ростом – под 190. Её контракт тогда составлял 8 тысяч «евро» - в месяц.
Я много с ней работал, и в конце концов добился заметного результата. Она стала попадать в списки лучших игроков «по подбору», «по передачам» и т.д. В общем вырос класс баскетболистки. После окончания сезона её приглашают в «Спартак» из Видного и дают зарплату 22 тысячи «евро» в месяц.
Но весь следующий чемпионат Аня Петракова не попадает в состав спартаковской команды и числится лишь среди запасных игроков. Потом я, её встречаю, и говорю: «Аня, ты же молодая, тебе надо играть и играть, а ты там сидишь на лавке».
Она мне спокойно отвечает: «Леонид Александрович, за такие деньги я готова и посидеть на лавке».
И мне вобщем-то было нечего возразить. Сегодня игроки – это кнехты, которые приезжают в ту или иную команду, чтобы в определенной степени заработать деньги. Как говориться, какие времена – такие нравы.
О моде на иностранцев, о баскетбольных талантах и прозе жизни.
В. Сейчас в наших ведущих командах все больше и больше появляется «легионеров» … Идет ли это на пользу отечественному баскетболу?
О. Нет, это не идет на пользу отечественному баскетболу. Получается так, что наши молодые перспективные баскетболистки, а порой даже кандидаты в сборную, вместо того, чтобы набираться игрового опыта просиживают весь сезон на лавке запасных. Их место в составе занимают не только зарубежные звезды, но и обыкновенные легионеры.
В последнее время почему-то считается, если игрок приехал из-за рубежа, то он обязательно сильнее нашего.
Но давайте вернемся к истории. Баскетбол в СССР был… Он был и никуда от этого не денешься. Причем результатов добивались выдающихся. Не раз становились чемпионами мира, выигрывали Олимпийские игры. Во всех клубных командах тогда играли только свои баскетболистки. А руководили сборными всегда наши доморощенные специалисты. Они, что перевелись теперь? Нет. Сейчас просто появилась такая мода: приглашать не только игроков-легионеров, но и тренеров - иностранцев. При этом владельцы клубов, те, кто дает деньги командам, требуют результата сразу и сейчас. Такая установка ведет к тому, то тренер становится сию - минутным специалистом, которому необходимо в наикратчайший срок добиться результата.
А тот, кто работает на перспективу, тот кто имеет возможность работать в клубе много лет, у него совсем иная установка. Он знает, ему надо готовить, с расчетом на будущее, молодого перспективного игрока. И он ставит его в состав, не думая о результате, не боясь проиграть сегодня, поскольку понимает, что современем все-таки придет отдача.
Для тренера-иностранца это – чаще всего неприемлемо, потому что ему нужен, прежде всего, сиюминутный успех.
В. Но объективности ради, надо отметить: не так уж много появляется в последнее время своих доморощенных перспективных молодых игроков. Что оскудела российская земля на баскетбольные таланты?
О. А это все закономерно. Все связано с теми перестроечными процессами, которые были в нашей стране. Наиболее талантливых игроков готовят наиболее талантливые детские тренеры. Но их теперь нет. Они ушли все, кто в коммерцию, кто в банки. У них же у всех – семьи, а получали зарплату всего в 3 тысячи рублей. Они были вынуждены уйти.
Ко мне не так давно обратилась мой бывший игрок: «-Леонид Александрович, помогите мне на работу устроиться в спортивную школу».
Пошел, узнал: тренерская ставка там – максимум 4 тысячи рублей. Ну, смешные же деньги! Говорю: давай, я тебя лучше в университет на кафедру физической культуры устрою, хотя бы «десятку» получать будешь. И вот теперь она работает и довольна, собирается кандидатский минимум сдавать, чтобы учиться в заочной аспирантуре.
Не идут сегодня в спортивные школы молодые специалисты. Пока работают там с детьми в основном одни пенсионеры. И большое спасибо надо сказать им за это.
Раньше, ещё как было? Кроме спортивных школ, дети могли получать азы баскетбола в спортивных кружках домов пионеров, в секциях при домоуправлениях. Из массы занимающихся и вырастали спортивные таланты. Смотришь: то там появился талантливый игрок, то там…Сейчас же ничего этого нет. Только начинается возрождение той системы, что когда-то способствовала подготовке спортивных резервов. Но начиная с 1992 по 2002-й год, десять лет оказались потерянными для спортивной школы. Фактически выпало целое поколение. Поэтому и не видим мы сегодня новых баскетбольных звезд. Но я твердо могу сказать, что нет, не перевелись у нас спортивные таланты. Но, чтобы находить их, чтобы потом они не терялись на пути в команду, надо создать для этого все необходимые условия.
В. Принято считать, если уже позади седьмой десяток лет, то вполне можно подумать и о заслуженном отдыхе. Но вы, по-прежнему остаетесь в спортивном строю и как профессор кафедры физической культуры вуза, и как тренер студенческой баскетбольной команды.
Продолжать работать вас прежде всего заставляет жизненная необходимость, так сказать, суровая реальность современного пенсионера, или все-таки что то другое?
О. И то и другое. Сегодня я – заслуженный тренер СССР, получаю обыкновенную трудовую пенсию – чуть больше шести тысяч рублей. На эти деньги непросто сводить концы с концами, особенно когда треть пенсии тратиться на лекарства. В других городах тренеры, кто подготовил чемпионов мира, победителей и призеров Олимпийских игр, получают именные стипендии, которые должны выдаваться согласно федерального закона о спорте. Правда, отвечают за эти выплаты субъекты федерации. Нашим областным советом депутатов около года назад тоже вроде было принято такое решение о персональных доплатах. Но где-то так и застряло оно в чиновничьих бумагах.
Вот и приходится, забыв о всех своих болячках, самому продолжать заботиться о себе.
С другой стороны я и не мыслю себя вне спорта, вне баскетбола. Поэтому хоть как-то хочется находится рядом со своим любимым делом, делом всей жизни.
В. Вам, как никому другому, наверное, известен ответ на вопрос: как стать баскетбольным тренером?
О. Готовых рецептов здесь все-таки нет. Но посоветовать кое-что могу. Первое и самое главное – нужно любить баскетбол. И любить его до самозабвения, чтобы ты спал и видел во сне баскетбол. А ещё обязательно надо учиться, как на хороших, так и плохих примерах. И никогда даже не думать о том, что ты все знаешь. К сожалению, есть у нас детские тренеры, которые говорят, я все знаю в этом баскетболе. Они и на тренировки приходят, не имея конспектов. Я – заслуженный тренер СССР, проработавший с командами мастеров не один десяток лет, до сих пор на каждое занятие, на каждую тренировку непременно составляю конспект. И не могу сказать, что уже до конца познал баскетбол, потому что настолько это многогранна игра.
А иные горе - тренеры любят повторять: «я хорошо знаю баскетбол». Но сами не подготовили ни одного настоящего игрока.
Детский тренер должен всегда ставить две задачи. Первое – это результат, а второе – это подготовка игроков. Но стоит обратить внимание на такой момент. Если твои воспитанники, будут водить мяч правой рукой и никто не будет уметь делать этого левой, ты можешь добиться в своей работе определенного результата. Только вот дальше перспективы у твоих игроков не будет.
Вывод. Значит надо работать не только на результат, но и на перспективу.
И повторюсь ещё раз, если хочешь стать настоящим тренером, ты должен учиться баскетболу.
Постскриптум, или несколько дополнительных вопросов к заслуженному тренеру СССР по баскетболу Леониду Ячменеву.В. Игра какой женской баскетбольной команды вам импонирует сегодня больше всего??
О. Никакой. Мне не нравится, как они все играют. Я могу сказать, что сейчас многие команды - они, как под гребешок, похожи друг на друга. Вот смотрел по телевидению финальную игру между УГМК и «Спартаком» (Видное): если бы не форма баскетболисток, невозможно было бы понять, где какая из команд. Потому что они абсолютно похожи друг на друга. Они играют в одной манере, в такой же силовой манере, как играют мужчины. Ничего чисто женского не осталось.
Я должен так же сказать: мне баскетбол сегодня вообще смотреть неинтересно.
Стоит только увидеть, кто играет и кто судит, и я уже заранее знаю, кто выиграет.
В. Какие качества в игроке вы цените, прежде всего?
О. Есть такая категория спортсменов, которых образно можно назвать «чемпионы». Это – те, у кого доминируют волевые качества, кто всегда стремится только побеждать.
Здесь я не согласен с «олимпийским принципом» Пьера де Кубертена – «главное участие». Для меня в спорте все-таки всегда главным был сам результат.
В. А у вас были какие-то свои приметы, в которые вы верили? Некоторые тренеры, как известно, отправляясь на матч, обязательно одевали тот же костюм, в котором они были, когда их команда выигрывала предыдущую встречу…
О. Костюм я тоже не менял, но совсем по другой причине. Просто такой я человек, за что жена всегда ругает, если влезу во что-то одно, так и ношу не меняя.
Но была и примета: на все матчи одевал одну и туже рубашка и галстук. Правда, потом, когда в этой же одежде стал проигрывать очень важные встречи, понял, что все – ерунда. Никакие приметы в спорте не помогают.
В. Как вы любите проводить свое свободное время?
О. Когда у меня – свободное время, люблю заниматься кулинарией. Это всегда помогает отвлечься и от баскетбола и от других каких-то проблем.
Есть ряд блюд, которые я очень хорошо готовлю. А самое любимое мое блюдо – это шашлык.
Раньше моим фирменным блюдом был борщ. Но его теперь стала лучше меня готовить жена и пришлось уступить ей здесь первенство.
Сейчас мой «конек» - шашлыки. Я делаю очень много разных мясных блюд типа шашлыков. Например – баранина по степному или «свиные ножки». «Чинахи» - такое ещё блюдо есть из баранины.
Правда, самому из-за сахарного диабета приходится в основном соблюдать диету. Но зато, есть, чем гостей удивить.
В. О чем-то ещё мечтаете сейчас?
О. Конечно, мечтаю – мечтаю вернуть молодость, чтобы, как прежде, поработать с какой-либо командой мастеров. Но это, понятно, - шутка. Такое, к сожалению, теперь может осуществиться только во сне. А если серьезно, мечтаю написать книгу о баскетболе. Как тренер-практик, хочу дать свои методические рекомендации, подборки упражнений, которые я когда-то придумал и использовал, то, чего нет в спортивных учебниках.
Может, мой годами накопленный опыт, поможет кому-то из молодых тренеров лучше познать эту прекрасную игру – баскетбол.
январь 2010 года