Александр Карелин. Выступление на «Потсдамских встречах»
Уважаемый господин Рар (главный редактор сайта www.russlandkontrovers.de, член правления Совета российской экономики в Германии, научный директор Германо-Российского форума, профессор), благодарю Вас за приглашение и то внимание, которое Вы уделяете антисанкционному закону, за понимание важных нюансов, сопровождающих заявленную тему.
Все парламентские партии России, несмотря на разницу в подходах обсуждения экономических проблем и путей их решения, поддержали, кажущуюся нашим критикам «жёсткой», редакцию антисанкционного закона. Большая часть наших соотечественников видит в санкциях многочисленные, системные попытки дестабилизации экономической и политической ситуации в России, попытки «загнать» нас в определённый формат, в рамках которого мы будем лишены инициативы и возможностей для манёвра.
С сожалением говорю, что наши отношения сегодня определяют «двойные стандарты». Мировое сообщество отрицательно реагирует на российский ответ по санкциям, при этом, проявляет удивительное безразличие, глухоту и слепоту, когда Россия ставит вопросы о положении русского языка и русскоязычных граждан стран Балтии, на процессы, происходящие в сопредельной братской Украине, где идут открытые, поддерживаемые государством, героизация фашизма и национализма, жонглирование историческими фактами, подмена понятий и смещение акцентов, создание негативного образа «русского солдата», попытки переписать итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Мы постоянно озвучиваем эти проблемы, ставим вопросы, но не получаем ответов. Никто не сказал, что такое поведение противоречит здравому смыслу, что оно неуместно, неприемлемо, недопустимо. Вопрос о правах и возможностях русских меньшинств в странах Балтии был в повестке дня на девятом месте после ущемления прав гомосексуальных сообществ. Тоже не очень корректное сравнение в нашу сторону.
И теперь возвращаюсь к антисанкционному закону. Закон предполагал более широкий, более категоричный список. Сейчас он носит рамочный характер. Он предполагает, что мы будем достойно реагировать на изменения, которые произойдут в методах давления на российскую экономику. Остаётся возможным сотрудничество в фармакологической сфере, в здравоохранении. Вторая часть – то, что касается уголовной ответственности, вызвала большой резонанс в деловом сообществе. И это не только опасения. Очень разные оценки тех, кто уже пострадал от персональных и отраслевых ограничений, они предполагают, что вернуться им в нормальное состояние без ограничения будет сложнее, они забыли жесткую трактовку. Тех, кого еще не затронули жесткие ограничения, говорят наоборот, что нужно либерально к этому подойти, более мягко. Поэтому сейчас дискуссия не заканчивается. Вы видели, что обсуждения окончательного принятия антисанкционного закона перенесены парламентом России, и планируются несколько очень широких экспертных площадок для обсуждения.
Мы полны решимости создать такой закон, который сможет защитить наши интересы. Адекватной реакции от нас требует деловое сообщество, население России, оскорблённое существованием названных мной двойных стандартов, игнорированием правильных ценностей, противоречиями с гуманистическими установками. Все эти негативные факторы заставляют большую часть населения очень настороженно смотреть на политику, которую в отношении России предлагает Европейский союз.