Александр Карелин: «Нам суждено либо проиграть, либо победить. Наличие выбора дарит надежду…»

О вечных проблемах России писали многие - и классики, и наши современники. Писали ярко и не очень, с чувством досады, горечи и с юмором, и с иронией. Авторы высвечивали широкий диапазон пороков и недостатков: невежество, иждивенчество, лень, бюрократизм, чинопочитание, глупость, безответственность и другие… Порой кажется, что история, нет, не идёт по кругу, а стоит на месте. 

«Недуги» не меняются, они, как вирусы, становятся сильнее и устойчивее к порицанию, к осуждению и иногда, если применить медицинскую терминологию, охватывают целые города и регионы. Нет особого смысла их перечислять, проблемы известны каждому из нас. Только одни с ними сталкиваются ежедневно, другие – периодически, третьи – узнают о них… из средств массовой информации. Пожалуй, самый лаконичный и гениальный тезис сформулировал Николай Васильевич Гоголь, сказав, что главная беда России – это дураки и дороги… Однако, не отрицая существование большого количества раздражителей и огорчающих нас вещей, наш собеседник, новосибирец Александр Карелин не соглашается с таким упрощённым описанием окружающего мира…

- Вы заметили, что сейчас часто слово «проблема», заменяют словосочетанием «вызовы времени»? Это хороший знак. Лично мне такая формулировка ближе, так как, если есть вызов, значит должен быть ответ, то есть, борьба с этим вызовом, которая начинается с классического вопроса, помните, монолог Гамлета из трагедии Шекспира: «Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье? И в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?»… Следовательно, нам суждено, либо проиграть, либо победить, наличие выбора уже дарит надежду на то, что наши усилия приведут к чему-то позитивному. Просто двигаться надо, стараться, цепляться за жизнь.

- Александр Александрович, а что для Вас значит словосочетание «вызовы времени»?
- Ворох большой и разноречивый. Главный вызов в том, что время ускорилось, и эта сутолока, суета, мешает нам осмыслить происходящее, подумать обо всём размеренно, хотя бы отчасти, хотя бы в ритме второй половины 80-х годов прошлого века. Вот почему столько сбоев, скоротечных решений, ошибок. Вот, я думаю, почему некоторые водители на светофорах «сидят» в смартфонах в ВКонтакте или Фейсбуке, пишут смс, паркуются, рассчитываются за товары в магазине, не отрывая телефон от уха… Огромное количество информационного «мусора» оседает в наших мозгах, это деформирует наше сознание. Иногда трудно выделить приоритеты. Согласитесь, вот уже более года мы лучшем знаем о том, что происходит на Украине, чем о том, как живут наши соседи по региону. При этом от всей души иронизировали над представителем Госдепа США Джен Псаки, которая путалась в географии России и Украины… Я не сужу Псаки, однако, задаю себе вопрос, чем мы лучше, если сами не знаем некоторые важные детали, нет, не из географии или истории США, а из нашей истории, из нашей современной жизни. Например,  о том, что есть замечательные люди, которые живут и работают в Сибири, что есть полицейские-участковые (http://www.sibirpro.ru/11212 ), врачи (http://www.sibirpro.ru/10992 ), учителя, деятели науки, искусства, спорта, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, которые несут в мир добро, являются примером для своих детей, внуков, гордостью для земляков (http://www.sibirpro.ru/11311). Ещё не успокоились страсти по скандальной постановке «Тангейзера», где, на мой взгляд, суть конфликта в том, что новация в подобном прочтении стала провокацией, причём и по самому сюжету постановки, и в деталях, в антураже. Уверен, немногие слышали о театральном клубе «ПУЛя» Новосибирского государственного театрального института или об «IQ-баре» - в кинотеатре «Победа», о Театральной компании  «Гамма», которая  даёт возможность молодым новосибирским актёрам ставить спектакли, не оскорбляя, не шокируя публику, экспериментировать с жанрами и формами. Мне приходилось бывать на этих представлениях, такие постановки, например, как «Ненаписанная пьеса…», в одном случае – о любви, в другом – о детстве – интересные, лёгкие  для восприятия, но не поверхностные, а очень даже содержательные. Думаю, это большое искусство говорить о серьёзных, важных вещах «не морща лоб»… Видимо, ещё не наступило время, когда будет интереснее  рассказывать про хорошее, чем «клеймить позором», «бичевать недостатки». Да, есть и более прозаические вещи - недавно случайно узнал, что соседняя Кемеровская область живёт по времени другого часового пояса, то есть разница с Новосибирском плюс 1 час. Особой радости от «открытия» не испытал, поскольку ехал в Кемерово на важную встречу и был риск опоздать… А почему так получилось, кто виноват, вопрос риторический… В федеральных новостях об этом не говорили, для кемеровчан  смена часового пояса – это состоявшаяся реальность, в которой они уже пребывают с октября прошлого года,  а новосибирцам, не связанным с Кузбассом деловыми, дружескими, родственными отношениями, вроде как и не надо этой информацией голову забивать… Вот такая иллюстрация.

- Наше общество часто критикуют за вопиющее социальное неравенство… 
- Дело в том, что те, кто критикует, не совсем правы, они отвлекают внимание, порождают чувство зависти, даже злобы. Ещё один сегодняшний вызов времени в том, что кто-то воспринимает историю с изменением социально-экономического строя страны как возможность не работать, глазеть по сторонам и обсуждать окружающих… Нельзя «прожигать» жизнь, тратить её на беззаботное времяпрепровождение. Говоря буквально, можно стать толстым, неповоротливым, во всех смыслах «заплыть жиром». Не спорю, оптимизм, жизнелюбие, умение разбираться в еде и напитках, красиво говорить  речи, тосты, поздравления, с умным видом обсуждать новости и окружающих – это очень хорошо, но, по-моему, самая большая ценность не в этом. Гарантированная работа и отсутствие уравниловки в оценке труда – только это даёт чувство внутренней свободы и открывает перспективы. Не надуманные «грёзы», а реальные шаги движения к благополучию и достойной жизни. Согласитесь, свободный человек способен на многое, единственное, чего у него не будет – это иллюзий, что «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте» и решит все проблемы, ведь когда что-то быстро и легко даётся, это не ценится, да ещё и платить за свалившиеся с «неба» блага приходится высокую цену, неожиданно высокую цену.

- Как Вы думаете, СССР, для тех, кто определял судьбу великой страны в 1991 году, тоже благо, «свалившееся с неба», раз сейчас нам приходится переживать тяжелые последствия распада Советского Союза?

- Никто в 1991 году не мог предположить такого исхода, потому что нет в природе такого методического пособия, где была бы напечатана пошаговая инструкция, что делать и как, обретя независимость в вопросах государственного устройства, свободу в выборе политического строя, сохранить экономические связи, добрые отношения с соседями.  Как не погнаться за ложными ориентирами, как не впасть в искушение взять «лёгкие» кредиты у стабильных мировых держав, не попасть к ним в «кабалу». Наконец, как остаться верным своим традиционным ценностям. Конфликт на Украине, большей частью мировоззренческий. Главное наше поражение в том, что за двадцать с небольшим лет договорились до того, что нас ничего не связывает, как будто нет общей истории – трагедий, побед, достижений, нет общих культурных традиций, нет ни-че-го, что бы нас связывало. Не совсем понятно, кому это выгодно, чтобы украинцы начали пренебрегать собственными интересами.

- А в чём может быть собственный интерес?

- В торжестве нравственности и гуманизма. Проще говоря, в  укреплении семьи, утверждении правильных ценностей; взаимовыручка, взаимопонимание… Согласен, это не рыночные определения. И, тем не менее, духовное и материальное может сосуществовать, важно соблюсти баланс, древние называли это гармонией, так вот гармонии нам всем сейчас и не хватает – россиянам, украинцам, американцам, жителям Европы.

- Александр Александрович, Вы не станете отрицать, что мы находимся в каком-то замкнутом круге, нет сил и желания быть гуманистами, потому что мы тратим много энергии на борьбу с несовершенством окружающего мира, устав в этом поединке, и о прекрасном, гармоничном не так охотно думается… Не жизнь, а сборник античных легенд: авгиевы конюшни, гордиевы узлы, многочисленные оракулы… Есть ли сейчас такие решительные, не боящиеся тяжёлой работы люди, вроде героев мифов и легенд?

- Мы с Вами неоднократно на эту тему говорили,  повторюсь,  если будем своевременно убирать снег, прекратим мусорить на улицах и в подъездах – не станет «авгиевых конюшен»; будем верны здравому смыслу, не будем усложнять общественные, деловые, личные связи и отношения, будем больше обсуждать спорные вопросы, ничего, что потом придётся «разрубать», не возникнет. Тезис простой, работая на своё благо, на благо своей семьи, каждый из нас укрепляет государство. Поэтому, давайте прислушаемся к себе, наполним жизнь своими целями, смыслами, не нужны будут ни какие оракулы. Вспомните историю, фокус оракула в том, что он не давал чёткий алгоритм действий, предсказание было образом, аллегорией, а решение человек принимал сам, опираясь на свои силы, знания, опыт, мироощущение, на советы окружающих.

- А у Вас какие внутренние резоны?

- Такой вопрос мне задали недавно, на встрече с тренерами и борцами греко-римского стиля из города Кузнецк (Пензенская область), который находится в 120 километрах от Пензы. Кстати, в Кузнецке всего 90 тысяч жителей, но в школах, в спортивных секциях более 500 мальчишек занимаются греко-римской борьбой. В областном центре нет такой популярности и таких традиций нашего замечательного вида спорта. Так вот, спросили меня, что хочу для себя лично? Я ответил, что лично для себя хочу, чтобы в России были борцы. Чтобы не только в Кузнецке, но и в Пензе, где построен шикарный дворец единоборств, борцы имели возможности и перспективы, чтобы в Пензу кузнецкие тренеры делегировали своих учеников, и, по сути, открыли в областном центре филиал Кузнецкой школы борьбы… Наставники  уточнили вопрос: « Нет,- говорят,- Сан Саныч, это общее, а что для себя хотите?»  Объясняю им, что это как раз для меня и важно, чтобы наши борцовские традиции сохранялись, и гимн страны играл в честь победителей на чемпионатах мира, Европы, на Олимпиадах. На таких примерах проще убеждать о пользе занятий спортом, говорить о дисциплине, о любви к Родине. Это я для себя хочу, чтобы люди были добрее, чтобы соседи, живущие в одном подъезде, здоровались, чтобы ценили возможности, которые у нас есть. Это для себя хочу, чтобы, когда я перестану быть депутатом Госдумы, мне никто из молодых не хамил, да и не только мне, просто, чтобы хамства меньше стало… Тоже думаете, что это утопия? А я так не считаю. Если хоть один человек, прочитав эти слова, задумается о себе и своём месте в нашей жизни, значит, есть перспективы, пусть долгосрочные, пусть, требующие титанических усилий, но кто говорил, что будет легко. 
У Вас есть примеры, когда было трудно, но, как говорят, издержки того стоили?
- О каких затратах и издержках можно говорить, когда речь идёт о судьбе человека, каждого человека. В моей практике есть много примеров, когда внимание и моральная поддержка оказывались дороже денег. В марте я был в Кемеровской области, на приёме, который организовал Губернатор Аман Тулеев в честь спортсменов Кузбасса, добивавшихся успехов в 2014 году. Там, в присутствии более 200 человек, среди которых были и ветераны Великой Отечественной войны, чемпионы мира, Европы, победители и призёры Олимпийских, Параолимпийских игр, действующие спортсмены, общественники, дети, подростки двукратной победительнице Олимпийских игр Марии Филатовой вручили паспорт гражданина Российской Федерации.


Считаю, было правильным сказать Аману Гумировичу спасибо лично за его участие в судьбе Филатовой (хотя у него огромное количество проблем), поблагодарить за поддержку инициативных людей: директора Специализированной детско-юношенской спортивной школы олимпийского резерва, носящей имя тренера Филатовой – Иннокентия Ивановича Маметьева, Александра Эдуардовича Цимермана, журналистку из Москвы Наталью Александровну Калугину, многих других «неизвестных героев», стараниями которых была восстановлена справедливость. Этот пример показателен - терпение, вера в правильность своих убеждений и действий – это сила, которая помогает сложной бюрократической машине эффективно функционировать.


Филатова прославила Кузбасс, её, лишь отчасти можно назвать виноватой в сложившейся ситуации – Мария Евгеньевна, живя и работая в США, не так внимательно следила за изменениями российского законодательства. Родину она не бросала и не предавала, из РСФСР уехала в Белоруссию в начале 80-х годов прошлого века, а из Белоруссии, в поисках работы, в США… Эта маленькая, сильная женщина оказалась на стыке тектонических исторических пластов, поддержка и участие земляков помогли ей выдержать непростые испытания.



Очень важно, что после приёма в Кемерове, Мария Евгеньевна отправилась в Ленинск-Кузнецкий. Там, в родном спортивном комплексе, Филатова участвовала в торжественном открытии первенства Сибирского Федерального округа по спортивной гимнастике. Потом нас пригласили на встречу с детьми и подростками, мы отвечали на вопросы юных спортсменов и их родителей. Кстати, в нашей компании был ещё один знаменитый спортсмен Кузбасса, который, несмотря ни на какие вызовы судьбы, остаётся верен Кемеровской области, верен себе, своей семье, своему любимому виду спорта - двукратный чемпион Европы, чемпион мира, неоднократный рекордсмен мира, победитель соревнований «Дружба-84» (!) Виктор Солодов (подробнее: http://karelin.ru/ls300611.php ).

- Пример с Филатовой – это исключение или правило?

- Это должно быть правилом в той части, которая описывает модель взаимоотношений государства и граждан. Стройная система должна работать для всех одинаково. За то время (почти 10 лет), пока занимались вопросом Филатовой, много иностранных спортсменов без особых проблем получили российское гражданство.  А ситуация с ней – явный недопустимый перегиб, согласитесь. Вот, что я имею в виду, говоря о том, что система должна работать одинаково для всех. Не устану повторять, что самые интересные и важные  истории начинаются с взаимного уважения, этим нельзя пренебрегать ни на государственном, ни, тем более, на личном уровне. Понимаю, что это сложно, но это моё мнение, и я буду его высказывать, и не только потому, что являюсь депутатом  Государственной Думы. Достаточно того, что я борец из Новосибирска, сибиряк, а у нас ценят буквальность и прямоту, Вы это тоже знаете.

- Сан Саныч, а есть ощущение того, что Вас слышат?

- Знаете, почему я вхожу в «Единую Россию»? «Единая Россия» делает государство сильнее, а управление в нём стройным. Здесь есть достойные собеседники, и их ценность не в том, что они со всем соглашаются, а в том, что наше мнение формируется в ходе обсуждений. Мы находимся в поиске, чтобы найти и выбрать, а лучше сказать, выработать оптимальную модель, которую, со временем, тоже придётся совершенствовать. Время не стоит на месте, мы обязаны опережать те самые вызовы времени, о которых мы беседуем. В следующем году будут выборы в Государственную Думу, нас ждёт очередной эксперимент, сознательно расширены рамки для участия в избирательной кампании. Любые партии имеют право на существование. Кто докажет, что признаны, что пользуются поддержкой избирателей, те и войдут в новый парламент. Давайте конкурировать… Мы это делаем уже 15 лет. «Единая Россия» отличается тем, что берёт на себя выполнимые обязательства. Соглашусь, что у нас есть огрехи, ажиотажные информационные поводы, порой вопиющие нарушения закона некоторыми из участников, но повторю ещё раз, «Единая Россия» – это инструмент, а я его часть, рычаг, если хотите.
-  Про «Единую Россию» тема спорная, особенно после частых критических заявлений оппозиционеров, художественных фильмов, выступлений на, так сказать, оппозиционных телеканалах и радиостанциях …

- Про кино, Вы, наверное, «Левиафан» имеете в виду? По-моему, там нет ничего антироссийского, антирусского. У Андрея Звягинцева своя авторская манера подачи материала, присутствует надрыв, высокая концентрация проблем, разноплановых эмоций. Всё равно, когда смотришь фильм, примеряешь действия героев на себя, сверяешь с личными установками. О чём это говорит, о том, что «Левиафан» нельзя смотреть неподготовленному человеку, такие фильмы – прививка, необходимая для тренировки нравственного иммунитета. В «Левиафане» показаны суровые современные нравы, претендующие на истинность, но очевидно,  что есть контраст между отвращающим поведением героев и суровой притягательностью северной природы. На фоне вечных величественных пейзажей остро ощущаешь бренность нашего мира; разрушающее личность действие губительных страстей…   

И всё-таки, причина возникновения поводов для критики на разных уровнях в том, что у нас недостаточно уважают законы, что часто не хватает исполнительской дисциплины?

Спорить не буду, после того, как приняли закон о запрете курения в общественных местах, казалось бы, лучше не стало, также люди ходят и «дымят», у полицейских нет чёткого, оптимального регламента привлечения нарушителей к ответственности, всё так… Однако многие мои товарищи у которых была никотиновая зависимость уже отказались от пагубной привычки. Кому-то просто стыдно стало толкаться в очередях за сигаретами, курить, шагая на работу или домой, дома тоже неудобно, а в подъезд не выйдешь, в подъезде нельзя… Понимаю, что это единичные случаи, о впечатляющей массовости можно мечтать, но процесс пошёл. Уже много раз говорил, что совесть становится лучшим контролёром, совесть. Хотя есть и другой путь. Можно последовать примеру премьер-министра Сингапура с 1959 по 1990 годы, человека, которого называют автором «сингапурского чуда» Ли Куан Ю (http://www.e-reading.club/chapter.php/1014333/4/Li_-_Singapurskaya_istoriya._Iz_tretego_mira_-_v_pervyy.html ). Так вот, Ли Куан Ю во время своего правления ввёл жесткие штрафы за курение, за мелкий мусор, брошенный на тротуар или мостовую, за употребление и торговлю наркотиками, за коррупцию – от «неподъёмных», даже для представителей среднего класса нескольких тысяч долларов, до смертной казни, в зависимости от тяжести проступка. Его оппоненты говорили об утопичности идеи, но она сработала. Сначала у людей был страх неотвратимости наказания, потом соблюдение норм вошло в привычку, а потом стало традицией, образом жизни. Возможно, нам не хватает такой жёсткости и буквальности в защите закона. Но мы, в том числе, и депутаты Государственной Думы, депутаты  региональных законодательных собраний, городских, поселковых, сельских советов, создаём предпосылки для установления достойных условий для жизни, «инструкции по применению», осталось только их прочитать, усвоить, и стараться исполнять, тогда, нам, ни какие вызовы времени не страшны, ведь тогда мы способны их преодолеть.

март – май, 2015 год

беседовал Константин Круглянский

редакция www.karelin.ru благодарит Анастасию Журавлеву за помощь в подготовке материала

фото: www.karelin.ru