Александр Карелин: «Первая думская пятилетка — время инфраструктурного обновления государства»
VI Созыв Государственной Думы, по многим причинам, называют историческим или этапным. Насколько оправданна такая точка зрения? Об этом мы поговорили с депутатом Российского парламента Александром Карелиным.
— Дума VI созыва, действительно, оставит особый след в развитии российского парламентаризма и государственного управления. Был увеличен срок деятельности депутатов с четырёх до пяти лет, также синхронно продлен на год срок полномочий президента страны. Всё это сделано с целью повысить эффективность работы законодательной и исполнительной власти.
Если говорить о работе Думы, то мы смогли больше внимания уделять правоприменению, появилась возможность корректировать законы в рамках одного созыва. Пятилетка позволила более слитно и целостно работать над законами, отслеживать динамику, вносить изменения в соответствии с требованиями экономической или политической конъюнктуры. Один из многочисленных примеров — Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где с 2013 года было принято почти два десятка изменений и дополнений. И это нормально, это говорит лишь о том, что ситуация меняется и депутаты Государственной Думы, работающие в профильном комитете, чётко отслеживают ключевые тенденции, своевременно модифицируют установки и «правила игры».
Минувшая пятилетка была насыщена разными событиями как в жизни России, так и за рубежом. Мы вышли на авансцену глобальной политики, уверенно, настойчиво и убедительно предлагаем свою точку зрения по актуальным международным проблемам: экономическому росту стран Азии, Латинской и Южной Америки, борьбе с международным терроризмом, формированию многополярного мира. Минувшая пятилетка — время инфраструктурного обновления государства, время прорывных решений во многих сферах жизни. Самые яркие примеры — новое рождение города-курорта Сочи, который стал столицей триумфальных для нас XXII Зимних Олимпийских игр и XI Зимних Паралимпийских игр; возвращение Крыма в состав Российской Феде рации; строительство и ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный»; военная операция в Сирии по борьбе с террористической организацией ИГИЛ, по просьбе законного президента Сирии Башара Асада.
Скептики могут сказать и об очевидных кризисных явлениях. Да, мы платим высокую цену за свою независимость и суверенитет. Страны, претендующие на роли мировых арбитров, пытаются оказать давление на Россию за нашу последовательную позицию в отношении событий, происходящих на Украине. Политика санкций запустила негативные процессы в нашей экономике, выразившиеся в спаде производства, падении курса рубля, усложнении условий существования предприятий реального сектора. Однако именно расторопность депутатов Государственной Думы позволила сдержать натиск негативных явлений. Можно много говорить об экономических инструментах и показателях. Для меня одними из наглядных примеров являются поправки в законы «О страховании вкладов частных лиц в российских банках» и «О Банке России», принятые в декабре 2014 года, которыми предусматривается повышение величины страховки по вкладам вдвое: с 700 000 до 1 400 000 рублей. Таким образом, удалось сохранить банковскую систему, избежать паники, предотвратить отток частных вкладов. Государство, страна за эти пять лет сильно изменились. По концентрации событий в некоторых областях и сферах жизни можно применять коэффициенты: год можно считать за два, а то и за три года.
— Александр Александрович, вернёмся на пять лет назад. Государственная Дума VI созыва начинала работать, когда были массовые протестные выступления, недовольство итогами выборов, перспектива сваливания в «политический штопор»…
— Я бы сказал, не массовые, а яркие. С одной стороны, есть жёсткая точка зрения хрестоматийного Никколо Макиавелли, который сказал: «Нельзя ввергать всё общество в беспорядки, а должно со взвешенной долей жестокости карать зачинщиков, чтобы всё остальное население не страдало». С другой стороны, и это больше относится к нашей ситуации, вызовы оппозиции и либералов мы восприняли как сигнал к усовершенствованию и развитию парламентаризма. Прогресс очевиден. Государство шагнуло навстречу возмущённым, предложив усиление общественного контроля за выборами — веб-камеры, прозрачные урны для голосования. В 2016 году «Единая Россия» провела предварительное всенародное голосование, которое наряду с внутрипартийными целями — выбор кандидатов для участия в думской кампании 2016 года, решало и перспективные государственные задачи: выявление активных, деятельных людей, формирование понятного и прозрачного процесса выборов, знакомство с новой культурой избирательного процесса, обозначение высоких требований к кандидатам (отсутствие судимости, конфликта интересов). Это же не просто артистичные жесты, требование жанра. Это реальный показатель того, что государство заинтересованно слушает и готово из многоголосия критикующих выбирать конструктивные предложения, совершенствующие механизмы принятия решений.
Почему акцентирую внимание на определении «яркие», а не массовые проявления... Посмотрите на состав Думы VI созыва и поймёте, по какой причине «Единую Россию» называют партией парламентского большинства. Массовая — это характеристика поддержки, которую люди оказали нам на парламентских выборах в 2011 году, Владимиру Путину — на выборах президента страны в 2012 году. Да, есть мнение, что «Единая Россия» опирается на консервативно настроенное население. А что плохого в консерватизме? Не на консерватизм следует обращать внимание, а на то, что люди ценят последовательность в программах и действиях власти исполнительной, законодательной.
Кому из нас нужен напускной драматизм? Часто слышатся упрёки, что реформы проходят не так быстро, как этого требуют обстоятельства. Согласен, но не всегда и не во всём. Думаю, медленные преобразования — это лучше, чем обвал, хаос, угроза потери государственности, угроза потери состояния безопасности, как части мироощущения любого гражданина, любой суверенной державы. В «Единой России» понимают цену стабильности и дороговизну издержек, возникающих во время конфронтации, отсутствия согласия внутри общества. Сразу появляется много заграничных добродетелей, готовых предложить финансы, иные «блага», но на кабальных условиях, активизируются внутренние силы, пытающиеся дестабилизировать ситуацию. Большинству из нас нужно, чтобы магазины и аптеки работали; общественный транспорт ходил по расписанию; в квартирах было электричество, вода и горячая, и холодная, отопление; чтобы уровень преступности был низким, а в подъездах — чисто. Да, ещё, чтобы можно было трудиться, зарабатывать на хлеб, на жизнь, на отдых, а государство выполняло свои обязательства по пенсионным выплатам и другим социальным гарантиям, прописанным в Конституции. Всё это можно выполнить в одном случае — когда нет потрясений в стране. Именно поэтому стремление к стабильности стало тем фактором, который сдержал желание «закрутиться» в разрушительном вихре перемен.
Пользуясь преимуществом партии парламентского большинства, депутаты-единороссы последовательны в своих предпочтениях, во многих проектах именно представители «Единой России» задавали тон дискуссиям и законотворческой деятельности. Нам удалось убедить в правильности выбора тех, кто поддерживает «Единую Россию» на выборах — федеральных, региональных, местных, тех, кто согласен с доктриной государства, с линией президента России Владимира Путина, который вернул россиянам самоуважение, ощущение ценности той самой стабильности: экономической, социальной, политической.
Главное преимущество парламентского большинства — не приходится тратить энергию доверия избирателей на «театральные» эффекты. Однако это даёт возможность более тщательно прорабатывать законы и предполагает уделять больше внимания и времени для объяснения людям содержания и сути предлагаемых и принимаемых решений актуальных проблем.
Константин КРУГЛЯНСКИЙ