АЛЕКСАНДР КАРЕЛИН: «В ЖИЗНИ НЕТ МЕЛОЧЕЙ!»

Депутат Государственной Думы Александр Карелин («Единая Россия») предпочитает живое общение с людьми. Оно позволяет обменяться мнениями и оценками событий, происходящих в России и в мире и конечно, это хорошая возможность поделится своими взглядами на жизнь, обсудить, что значит быть сильным, успешным, полезным.

- Действительно, мне приходится часто встречаться и не только с земляками, но и с жителями других городов и областей, говорит Александр Карелин, - раз приглашают, значит, есть интерес, и наше общение не ограничивается фотографированием и раздачей автографов, чаще всего – это диалог, очень интересный и содержательный.
- Почему?
- Вопросы чаще всего задают острые, но конкретные, выстраданные, а потому люди не просто описывают проблему, а предлагают своё видение, как её решать. Общаясь, можно почувствовать настроение людей, пульс жизни, получить впечатления, порой, очень контрастные.
- Например…
- Например, на минувшей неделе, в понедельник я побывал в Сибирском Кадетском Корпусе, а во вторник - в СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области и Новосибирском военном институте внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 
- Интересный подбор…
- Согласен, но так совпало. Хотя, если разобраться, все три места связаны – я встречался с людьми, которые осознанно выбрали образ жизни, регламентированный повышенными требованиями. Только, в одном случае – это расплата за ошибки, а в двух других – это выбор в пользу служения стране. Своего рода, это наглядные примеры мировоззренческой проблемы взаимоотношений личности и общества, свободы и ограничений при выборе решений, влияющих на ход нашей жизни. Так сказать, прикладная диалектика. 

В Сибирский Кадетский Корпус набирают мальчиков с 7 лет, не рано ли, разве, в столь юном возрасте ребёнок способен самостоятельно принять решение, которое определит жизненный путь, поможет выбрать профессию?

Стоит отметить, что в современной России возрождение кадетства началось именно в Новосибирске. В 1992 году в нашем городе появился первый кадетский корпус в послереволюционной истории страны. Да, в СКК дают специализированное образование и уделяют внимание не только характерным атрибутам таким как, военная форма, особое обращение к сверстникам и людям, старшим по возрасту и по званию: «господа кадеты», «господа офицеры», «господа воспитатели», но и прикладным явлениям: выправка, подтянутость, наряды (наряд - воинское задание, поручаемая военнослужащему работа), караулы, строевая подготовка, полевые выходы. Мальчишки с младых ногтей окунаются в атмосферу дисциплины, целеустремлённости, учатся жить и работать в коллективе, нести ответственность за успеваемость, за поведение. Конечно, в столь раннем возрасте решающим оказываются настоятельные рекомендации родителей. Кандидаты уже с шести лет проходят жёсткий отбор: занимаются в подготовительных группах, сдают аттестационные тесты, проходят медицинскую комиссию. Конкурс шесть человек на место, показатель, что стать кадетом СКК престижно, но непросто. Однако желающих с каждым годом становится больше. Сегодня история Корпуса проиллюстрирована медалями дипломами, фотографиями кадет каждого выпуска. Эти реликвии находятся на общем обозрении, чтобы воспитанники и их родители ощущали силу традиций учебного заведения, где они получают навыки, которые пригодятся в любом случае, вне зависимости от выбора будущей сферы профессиональной деятельности, получают путёвку в достойную жизнь.

Путёвку в жизнь… в 30-е годы XX века в Советском Союзе был снят фильм с таким названием, там тоже шла речь об опыте работы с детьми и подростками, а точнее о перевоспитании беспризорников, малолетних преступников…

Фильм «Путёвка в жизнь» рассказывал о воспитанниках, именно о воспитанниках, а не о заключённых, первой Болшевской трудовой коммуны, организованной сотрудником ЧК-ОГПУ-НКВД СССР Матвеем Погребинским. Удивительно, что по замыслу Погребинского вчерашние преступники находились в коммуне не по принуждению, их трудовая деятельность, предусматривала получение квалификации и достойную зарплату, но они несли ответственность за свои действия не перед администрацией, а перед коллективом. Опыт Погребинского был созвучен идеям известного советского педагога, работавшего в это же время, Антона Макаренко, автора воспитательно-педагогической системы для работы с малолетними преступниками.

На дистанции в 80 с лишним лет тема перевоспитания молодых людей, имеющих криминальный опыт, не потеряла свою актуальность. Надо признать, что и в начале XXI века проблема преступности среди несовершеннолетних стоит остро. Конечно, гораздо лучше проводить профилактику этого социального недуга, но пока этим занимаются, как говорят, по факту - в следственных изоляторах, в колониях. Посетить одно из таких учреждений - СИЗО-1 и организовать встречу с малолетними подследственными и осуждёнными мне предложил начальник ГУФСИН России по Новосибирской области генерал-майор Константин Березнев.

В мою общественную приёмную периодически приходят обращения от родителей детей, оказавшихся в местах заключения, от взрослых, отбывающих наказание за уголовные преступления. В письмах просьбы об оказании юридической поддержки, пожелания обратить внимание на условия содержания заключённых. Выдалась возможность самому всё увидеть, поэтому и принял приглашение Константина Вячеславовича. Мы побывали в новом, современном корпусе СИЗО-1, встретились с несовершеннолетними, которые находятся под следствием, ожидают суда или перевода в колонию.

Условия содержания в новом корпусе СИЗО-1 – показатель гуманизма, цивилизованности современной российской пенитенциарной системы: чисто, тепло, светло. При этом ни на мгновение не забываешь, что ты не на свободе. Даже находясь здесь в качестве «посетителя», кожей ощущаешь тяжесть окружающей обстановки. Своё воздействие оказывает концентрация не самых приятных эмоций и переживаний, угнетает вид зарешёченных окон и дверей, металлический лязг замков, наличие видеонаблюдения, которое бесстрастно фиксирует всё происходящее в камерах и коридорах СИЗО. За внешним лоском, если можно так сказать про место заключения, не покидает чувство, что это карающая, не предполагающая жалости система, система, призванная воспитать уважение к закону.

Александр Александрович, о чём Вы говорили с заключёнными?

Спрашивал откуда они родом, про семьи, что привело сюда. Ребята сдержанно отвечали на вопросы. На судьбу, на условия содержания не жаловались. Важно, что они имеют, практически те же возможности, что и их благополучные сверстники: учиться, читать книги. Кстати, о книгах. Выбор литературы оказался соответствующий обстановке: «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского, «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.  Ещё здесь можно заниматься физической культурой и спортом, зал в СИЗО-1 небольшой, но есть штанги, боксёрские груши, настольный теннис. От «Карелин-Фонда» я передал баскетбольные мячи, наборы для игры в настольный теннис, книги о сибирских греко-римлянах, о чемпионе чемпионов Иване Поддубном. В спортзале я пообщался со спортсменами. Спрашиваю: «Чем занимались?» Отвечают: «Бокс, борьба, ММА». Один из парней вспомнил, что несколько лет назад со мной сфотографировался на соревнованиях, и вот ещё один случай выпал…, но, говорит, настроение не то, на воле лучше было.

Понятно, что на воле лучше. Могу предположить, что никто из моих собеседников не прогнозировал здесь оказаться из-за деяний, нарушающих закон. Необдуманная жестокость, грабежи, разбои, даже убийства, совершённые в составе группы лиц, более старших по возрасту. Вот основные причины, которые привели молодых людей сюда. Однако несмотря на тяжесть статей уголовного кодекса, они всё-таки остаются детьми. Поэтому обращаясь к каждому, с кем разговаривал, я сказал, что жизнь на этом не заканчивается, что, даже находясь в СИЗО, а потом и в колонии, они обязаны использовать это время себе во благо: получать образование, осваивать рабочие профессии, поддерживать физическую форму, занимаясь спортом. Спорт – это здоровье, а оно всегда пригодится. Нельзя отчаиваться и поддаваться, так называемой, тюремной романтике. Каждый сам кузнец своего счастья, В заключении это, уверен, чувствуется острее, поэтому все лишения и неприятные переживания должны надолго остаться в памяти. Сюда лучше не возвращаться, и это главный урок, который преподала этим молодым людям жизнь. Только сделав правильные выводы каждый, при готовности сможет, отбыв наказание, вернуться в общество, вот о чём шла речь

Позволю реплику из известного фильма «… не мы такие, жизнь такая», нельзя же отрицать, что ухудшение экономической ситуации в стране и толкает некоторых на противоправные действия. Преступность молодеет, случаются рецидивы потому, что общество не принимает людей с судимостью, им трудно устроится на работу, чтобы прокормить себя, не говоря уже о семьях…

Не спорю. Проблема социальной реабилитации актуальна, мы говорили об этом с начальником ГУФСИН России по Новосибирской области Константином Березневым. Есть определённый процент рецидива из-за невозможности устроить жизнь на свободе. Вновь попав в СИЗО или в колонию, например, за кражу, люди, минимум на 2-3 года, оказываются в «знакомой» обстановке, где их оденут, обуют, накормят, займут делом. Поэтому специалисты ГУФСИН считают, что лучше на воле организовать специальные центры, где освободившимся людям смогут оказать необходимую помощь: обеспечить ночлег, питание, помочь в трудоустройстве. Подобные учреждения уже действуют, в том числе, и у наших соседей, в Красноярском крае. Ещё помогла бы практика адресного трудоустройства освободившихся из мест заключения. Так было в СССР, такой опыт активно применяют за рубежом. В Новосибирской области проект реабилитационного центра обсуждается, но все понимают, что без поддержки федерального бюджета вопрос не решить.

Общение в СИЗО убеждает, что в жизни нет мелочей. Особенно, когда речь идёт о наших детях. Когда родители не уделяют должное внимание воспитанию, перекладывают это на государство, тогда мы получаем широкое пространство для эмоционального, неосознанного, с трудно прогнозируемыми последствиями, детского выбора. Праздность порождает бесцельное шараханье и «колючки» в голове. Поэтому детям, подросткам надо предлагать разумные ориентиры, основанные на наших морально-нравственных ценностях, на традициях, интересный и полезный досуг; учить добиваться задуманного благодаря своей активности, смекалке, трудолюбию. Если образно - процитирую стихотворение Николая Заболоцкого: 
«Не позволяй душе лениться! 
Чтоб в ступе воду не толочь, 
Душа обязана трудиться, 
И день, и ночь, и день, и ночь!»

Александр Александрович, в продолжение разговора, а курсанты Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, с которыми Вы встречались после посещения СИЗО-1  – они пример правильного выбора?

Безусловно. Для меня, институт до сих пор – Новосибирское Высшее Военное Командное Училище внутренних войск Министерства Внутренних Дел, где я учился почти тридцать лет назад. Состав слушателей неоднородный. Среди первокурсников: вчерашние выпускники школ и те, кто уже прошёл срочную службу. Особенно это видно по факультету разведки. Приходят ребята с заслугами, с опытом, многие из них уже признаны в воинском братстве и отмечены краповыми беретами. И, тем не менее, они осознанно берут на себя самоограничение, изучают дисциплины, чтобы стать офицерами, и связать свою жизнь со служением, со служением Родине под присягой.

В нынешнем году Военному институту исполняется 45-лет со дня основания. Здесь почитают традиции, развито наставничество. Среди командиров, преподавателей есть офицеры, закончившие этот военный вуз, посвятившие альма-матер свою жизнь. Считаю, что Новосибирский военный институт – один из тех образовательных центров России, традиции которого формируют военное сословие, класс людей, для которых слова: долг, честь, ответственность, героизм, мужество, самопожертвование наполнены особым смыслом. Эти парни идут осваивать военную науку, они соизмеряют риски для здоровья и для жизни, но они готовы служить и отдать жизнь за Отечество. Глядя на курсантов, нет желания предаваться рассуждениям о том, что современная молодёжь в России – это потерянное поколение. Они не питают иллюзий, понимают сложность и многогранность окружающего мира, также, как и многие из нас, видят недостатки, нестыковки, противоречия... однако при всём при этом, они убеждённо предлагают свою молодость, энергию и готовы служить государству, на мой взгляд, это самое главное.

1-2 февраля 2016 год, Новосибирск
записал Константин Круглянский
фото предоставлены Сибирским Кадетским Корпусом, www.karelin.ru, Новосибирским военным институтом внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ФОТООТЧЁТ